Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработан тест

Проблема актуальности безопасно­сти жизнедеятельности отдельной личности и социума в целом не те­ряет своей злободневности за последние десятилетия. Государство и общество под­держивает стремление граждан к форми­рованию здорового и безопасного образа жизни на всех этапах жизни индивида, способствует формированию безопасно­сти личности в среднем общем, в высшем и среднем профессиональном образова­нии, особенно при формировании такой личности в педагогическом вузе, где обу­чаются будущие учителя безопасности жизнедеятельности, во всех ее сферах - окружающей среде, социуме, производ­стве, в возникающих ситуациях техно­генного, природного, социального харак­тера.

Введенные в образовательную практику Российской Федерации с января 2016 г. но­вые ФГОС ВО позволяют при подготовке высших профессиональных кадров фор­мировать творческий подход при постро­ении системы обучения специалистов в области безопасности жизнедеятельно­сти. Профессиональные компетенции вышеназванной предметной области обладают ярко выраженным когнитивным современные средства защиты и обороны при обучении школьников и сту­дентов;

низкий уровень владения и примене­ния учителями на уроках безопасности жизнедеятельности возможностей инно­вационных образовательных сред вузов - социальных партнеров;

Учитывая, что число часов, отводимых на изучение дисциплины «Основы безо­пасности жизнедеятельности»в школе не­велико, существует возможность в соот­ветствии с существующими стандартами ФГОС ВО направления «Педагогическое образование» в 5 летнем бакалавриате осуществлять подготовку учителей в об­ласти безопасности жизнедеятельности параллельно с подготовкой по профилю «Физическая культура».

Анализируя результаты выполненных диссертационных исследований по про­блематике безопасности жизнедеятель­ности и результаты констатирующего эта­па нашего педагогического эксперимента, мы констатировали, что, несмотря на зна­чительное число диссертационных иссле­дований, посвященных формированию отдельных компетенций преподавателей (правовых, безопасности в чрезвычай­ных ситуациях, дорожно-транспортных, информационной безопасности т.д.), от­сутствуют работы, посвященные инте­гративной готовности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности во всех аспектах этой многогранной дея­тельности, что и приводит к появлению методической проблемы, для разрешения которой необходимо разработать мето­дическую систему формирования готов­ности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе.

Мы пришли к констатации следующих противоречий между:

высокими требованиями со стороны общества и государства к современному уровню профессиональной подготовки учителей в области обеспечения безопас­ности жизнедеятельности и сложившейся в вузах теорией и практикой их обучения, не позволяющей на достаточном уровне осуществлять такую профессиональную подготовку;

потребностью общества в новом интегративном динамичном личностном качестве педагога по безопасности жиз­недеятельности, готового к решению про­фессиональных задач в современных и перспективных условиях, и недостаточ­ной разработанностью концепции мето­дической системы формирования про­фессиональной готовности учителей без­опасности жизнедеятельности;

признаваемой учеными и учителями в области безопасности жизнедеятельно­сти необходимостью обучать студентов - будущих учителей в образовательной сре­де, приближенной к реальным ситуациям опасного характера и возможностью их реализации в инновационной образова­тельной среде вузов - социальных пар­тнеров. В связи с этим, целью нашего многолетнего исследования является: теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация концепции методической системы формирования готовности сту­дентов педагогического вуза - будущих учителей безопасности жизнедеятельно­сти.

Мы полагали, что формирование высокого уровня интегративной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов в области обеспечения безопасно­сти жизнедеятельности будет возможным, если их обучение будет осуществлено на основе специально разработанной мето­дической системы, которая:

- построена на ведущей идее исследова­ния. заключающейся в том, что безопас­ность и высокая образованность индиви­дуума являются основой развития безо­пасности личности и социума в целом;

- осуществлена в инновационной об­разовательной среде вуза, созданной на основе социального партнерства с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД РФ. прокуратуры и других организаций;

- организована в соответствии с инте­грацией блока общенаучных, психолого-педагогических и специальных дис­циплин на основе установленных меж­предметных связей и на идее о том, что безопасность и высокая образованность индивидуума является основой развития личности и социума в целом.

- основана на применении комплек­са авторских методик, направленных на формирование следующих компонентов интегративной готовности будущих учи­телей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе: социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, методической компетент­ности в области безопасности жизнедея­тельности.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2016 год.

В процессе проведения диссер­тационного исследования получены следующие существенные результаты:

- Обоснована необходимость и возможность формирования интегративной готовности педагога к профессиональ­ной образовательной деятельности в об­ласти безопасности жизнедеятельности посредствам разработки и внедрения ме­тодической системы, основанной на пе­дагогической интеграции общенаучных, психолого-педагогических и специаль­ных дисциплин.

- Дано авторское определение поня­тия «интегративная готовность педагога к профессиональной образовательной дея­тельности в области безопасности жиз­недеятельности», которая представляет собой сочетание психологической, про­фессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедея­тельности учащихся средних и высших учебных заведений в социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычай­ных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, ме­тодической компетентности.

- Разработана концепция методиче­ской системы формирования готовности будущих учителей безопасности жизне­деятельности в соответствии с идеей ин­теграции блока общенаучных, психолого-педагогических и специальных дис­циплин на основе установленных меж­предметных связей и на идее о том, что безопасность и высокая образованность индивидуума являются основой развития личности и социума в целом.

Ядро концепции составляет ведущая идея исследования, которая заключается в том, что формирование высокого уров­ня готовности учителя безопасности жиз­недеятельности возможно в инновацион­ной образовательной среде вузов - соци­альных партнеров, находящихся во взаи­модействии, основанном на применении современного оборудования, основанно­го на последних достижениях науки, тех­ники, технологий и инноваций.

Прикладной блок концепции отража­ет основной подход, который положен в основу построения методической систе­мы формирования интегративной готов­ности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности - это системный под­ход, на основании которого определяют­ся блоки методической системы (целевой, содержательный, процессуальный, диа­гностический). Особенность авторской методической системы заключается в том, что разработанные авторские методики, применяемые системно, построенные на обучение в инновационной образователь­ной среде вузов - партнеров позволяют сформировать учителя с высоким уров­нем интегративной готовности к профес­сиональной педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельно­сти.

- Выделены компоненты интегратив­ной готовности, отражающие содержание профессиональной деятельности педа­гога в различных областях безопасности жизнедеятельности:

-социально-правовой безопасности жизнедеятельности на основе социально­го партнерства с органами МВД РФ, проку­ратуры, здравоохранения;

- безопасности в чрезвычайных ситуа­циях на основе социального партнерства с вузом МЧС РФ, учреждениями здравоох­ранения и организациями жизнеобеспе­чения муниципалитета;

- дорожно-транспортной безопасности на основе социального партнерства с под­разделениями МВД РФ и образовательны­ми организациями;

- военной безопасности жизнедеятель­ности на основе социального партнерства с подразделениями Министерства оборо­ны Российской Федерации;

- методической компетентности в об­ласти безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с под­разделениями МВД РФ и образовательны­ми организациями.

Вслед за Б.С. Гершунским выделе­ны этапы восхождения от условно более низких к столь же условно более высоким ступеням личностных образовательных приобретений (грамотность-образован­ность- профессиональная компетент­ность - культура - менталитет).

Выделено содержание этих этапов:

- Профессиональная грамотность определяется начальными тео­ретическими знаниями, умениями в обла­сти правовых, психолого-педагогических, технических, экологических и других дисциплин.

- Профессиональная образованность педагога в области безопасности жизне­деятельности определяется наивысшим уровнем грамотности в этой области, при которой студент-будущий педагог без­опасности жизнедеятельности обретает знания и навыки в прикладных науках, таких как, опасные ситуации природно­го характера и защита от них, правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности, опас­ные ситуации техногенного характера и защита от них, основы обороны государ­ства и военной службы и т.д.

Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизне­деятельности определяется как совокупность высокого уровня знаний, умен во всех областях безопасности жизнедеятельности и умений транслировать эти знания и умения учащимся;

Выделены уровни интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности:

Высокий уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня компетентности во всех вышеперечисленных видах деятельности или компетентности и образованности в этих видах.

Средний уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня компетентности в отдельных видах вышеперечисленной деятельности, а также уровней образованности и грамотности в оставшихся видах деятельности.

Низкий уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня образованности в отдельных видах вышеперечисленной деятельности и грамотности оставшихся видах деятельности, или грамотности во всех видах безопасное жизнедеятельности;

Разработана модель формирован интегративной готовности учителя безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, содержательный, процссуальный, диагностический блоки с критериями и показателями сформированности готовности студентов педагогического вуза-будущих учителей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Создана методическая система организации процесса подготовки студентов - будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности на основе интеграции психолого-педагогической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной, военной безопасности, методикой компетентности.

Высокий уровень готовности студентов в области безопасности жизнедеятельности возможен при обучении в инновационной образовательной среде, созданной на основе социального партнерства педагогического вузами и подразделениями МЧС, МО РФ, МВД РФ, прокуратуры и других организаций.

Понятие «Инновационная образовательная среда вуза» адаптировано к области социального партнерства в области безопасности жизнедеятельности, основанно социальном партнерстве с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД прокуратуры и других организаций, обеспечивает формирование высокого профессионализма учителя в области безопасности жизнедеятельности, способного обеспечить безопасность отдельной личности и социума в целом.

Разработаны методики формирова­ния:

- социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, методической компетентности в области безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД РФ, прокуратуры и организаций.

Список источников и литературы:

Гершунский, Б.С. Философия обра­зования для 21 в.: в поисках практико- ориентированных образовательных кон­цепций / Б.С. Гершунуский. - М., 2013. - 608с. Михайлов, А.А. Дидактическая систе­ма подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Экономика образования. - 2014. -№3. - С. 217-221. Михайлов, А.А. Формирование инте­гративной готовности педагога к профес­сиональной образовательной деятельно­сти в области безопасности жизнедеятель­ности / А.А. Михайлов // Школа будущего. 2016. - № 3. - С. 100-107. Михайлов, А.А. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / А.А. Михайлов // Ученые записки университе­та имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). -С. 114-125. Михайлов, А.А. Проектирование со­циокультурной среды профессиональ­ной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе / Рябова О.Н. // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (27.18 kB)
Автор:
Преподаватель - организатор ОБЖ
Дата публикации: 20.06.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Юхно Н. А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/46130-formirovanie-integrativnoj-gotovnosti-budushchikh-uchitelej-obzh-k-professionalnoj-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию