статья ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема актуальности безопасности жизнедеятельности отдельной личности и социума в целом не теряет своей злободневности за последние десятилетия. Государство и общество поддерживает стремление граждан к формированию здорового и безопасного образа жизни на всех этапах жизни индивида, способствует формированию безопасности личности в среднем общем, в высшем и среднем профессиональном образовании, особенно при формировании такой личности в педагогическом вузе, где обучаются будущие учителя безопасности жизнедеятельности, во всех ее сферах - окружающей среде, социуме, производстве, в возникающих ситуациях техногенного, природного, социального характера.
Введенные в образовательную практику Российской Федерации с января 2016 г. новые ФГОС ВО позволяют при подготовке высших профессиональных кадров формировать творческий подход при построении системы обучения специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Профессиональные компетенции вышеназванной предметной области обладают ярко выраженным когнитивным современные средства защиты и обороны при обучении школьников и студентов;
низкий уровень владения и применения учителями на уроках безопасности жизнедеятельности возможностей инновационных образовательных сред вузов - социальных партнеров;
Учитывая, что число часов, отводимых на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»в школе невелико, существует возможность в соответствии с существующими стандартами ФГОС ВО направления «Педагогическое образование» в 5 летнем бакалавриате осуществлять подготовку учителей в области безопасности жизнедеятельности параллельно с подготовкой по профилю «Физическая культура».
Анализируя результаты выполненных диссертационных исследований по проблематике безопасности жизнедеятельности и результаты констатирующего этапа нашего педагогического эксперимента, мы констатировали, что, несмотря на значительное число диссертационных исследований, посвященных формированию отдельных компетенций преподавателей (правовых, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных, информационной безопасности т.д.), отсутствуют работы, посвященные интегративной готовности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности во всех аспектах этой многогранной деятельности, что и приводит к появлению методической проблемы, для разрешения которой необходимо разработать методическую систему формирования готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе.
Мы пришли к констатации следующих противоречий между:
высокими требованиями со стороны общества и государства к современному уровню профессиональной подготовки учителей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и сложившейся в вузах теорией и практикой их обучения, не позволяющей на достаточном уровне осуществлять такую профессиональную подготовку;
потребностью общества в новом интегративном динамичном личностном качестве педагога по безопасности жизнедеятельности, готового к решению профессиональных задач в современных и перспективных условиях, и недостаточной разработанностью концепции методической системы формирования профессиональной готовности учителей безопасности жизнедеятельности;
признаваемой учеными и учителями в области безопасности жизнедеятельности необходимостью обучать студентов - будущих учителей в образовательной среде, приближенной к реальным ситуациям опасного характера и возможностью их реализации в инновационной образовательной среде вузов - социальных партнеров. В связи с этим, целью нашего многолетнего исследования является: теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация концепции методической системы формирования готовности студентов педагогического вуза - будущих учителей безопасности жизнедеятельности.
Мы полагали, что формирование высокого уровня интегративной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности будет возможным, если их обучение будет осуществлено на основе специально разработанной методической системы, которая:
- построена на ведущей идее исследования. заключающейся в том, что безопасность и высокая образованность индивидуума являются основой развития безопасности личности и социума в целом;
- осуществлена в инновационной образовательной среде вуза, созданной на основе социального партнерства с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД РФ. прокуратуры и других организаций;
- организована в соответствии с интеграцией блока общенаучных, психолого-педагогических и специальных дисциплин на основе установленных межпредметных связей и на идее о том, что безопасность и высокая образованность индивидуума является основой развития личности и социума в целом.
- основана на применении комплекса авторских методик, направленных на формирование следующих компонентов интегративной готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе: социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, методической компетентности в области безопасности жизнедеятельности.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2016 год.
В процессе проведения диссертационного исследования получены следующие существенные результаты:
- Обоснована необходимость и возможность формирования интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности посредствам разработки и внедрения методической системы, основанной на педагогической интеграции общенаучных, психолого-педагогических и специальных дисциплин.
- Дано авторское определение понятия «интегративная готовность педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности», которая представляет собой сочетание психологической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, методической компетентности.
- Разработана концепция методической системы формирования готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности в соответствии с идеей интеграции блока общенаучных, психолого-педагогических и специальных дисциплин на основе установленных межпредметных связей и на идее о том, что безопасность и высокая образованность индивидуума являются основой развития личности и социума в целом.
Ядро концепции составляет ведущая идея исследования, которая заключается в том, что формирование высокого уровня готовности учителя безопасности жизнедеятельности возможно в инновационной образовательной среде вузов - социальных партнеров, находящихся во взаимодействии, основанном на применении современного оборудования, основанного на последних достижениях науки, техники, технологий и инноваций.
Прикладной блок концепции отражает основной подход, который положен в основу построения методической системы формирования интегративной готовности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности - это системный подход, на основании которого определяются блоки методической системы (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический). Особенность авторской методической системы заключается в том, что разработанные авторские методики, применяемые системно, построенные на обучение в инновационной образовательной среде вузов - партнеров позволяют сформировать учителя с высоким уровнем интегративной готовности к профессиональной педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.
- Выделены компоненты интегративной готовности, отражающие содержание профессиональной деятельности педагога в различных областях безопасности жизнедеятельности:
-социально-правовой безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с органами МВД РФ, прокуратуры, здравоохранения;
- безопасности в чрезвычайных ситуациях на основе социального партнерства с вузом МЧС РФ, учреждениями здравоохранения и организациями жизнеобеспечения муниципалитета;
- дорожно-транспортной безопасности на основе социального партнерства с подразделениями МВД РФ и образовательными организациями;
- военной безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с подразделениями Министерства обороны Российской Федерации;
- методической компетентности в области безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с подразделениями МВД РФ и образовательными организациями.
Вслед за Б.С. Гершунским выделены этапы восхождения от условно более низких к столь же условно более высоким ступеням личностных образовательных приобретений (грамотность-образованность- профессиональная компетентность - культура - менталитет).
Выделено содержание этих этапов:
- Профессиональная грамотность определяется начальными теоретическими знаниями, умениями в области правовых, психолого-педагогических, технических, экологических и других дисциплин.
- Профессиональная образованность педагога в области безопасности жизнедеятельности определяется наивысшим уровнем грамотности в этой области, при которой студент-будущий педагог безопасности жизнедеятельности обретает знания и навыки в прикладных науках, таких как, опасные ситуации природного характера и защита от них, правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности, опасные ситуации техногенного характера и защита от них, основы обороны государства и военной службы и т.д.
Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности определяется как совокупность высокого уровня знаний, умен во всех областях безопасности жизнедеятельности и умений транслировать эти знания и умения учащимся;
Выделены уровни интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности:
Высокий уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня компетентности во всех вышеперечисленных видах деятельности или компетентности и образованности в этих видах.
Средний уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня компетентности в отдельных видах вышеперечисленной деятельности, а также уровней образованности и грамотности в оставшихся видах деятельности.
Низкий уровень интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности предполагает достижение уровня образованности в отдельных видах вышеперечисленной деятельности и грамотности оставшихся видах деятельности, или грамотности во всех видах безопасное жизнедеятельности;
Разработана модель формирован интегративной готовности учителя безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, содержательный, процссуальный, диагностический блоки с критериями и показателями сформированности готовности студентов педагогического вуза-будущих учителей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Создана методическая система организации процесса подготовки студентов - будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности на основе интеграции психолого-педагогической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной, военной безопасности, методикой компетентности.
Высокий уровень готовности студентов в области безопасности жизнедеятельности возможен при обучении в инновационной образовательной среде, созданной на основе социального партнерства педагогического вузами и подразделениями МЧС, МО РФ, МВД РФ, прокуратуры и других организаций.
Понятие «Инновационная образовательная среда вуза» адаптировано к области социального партнерства в области безопасности жизнедеятельности, основанно социальном партнерстве с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД прокуратуры и других организаций, обеспечивает формирование высокого профессионализма учителя в области безопасности жизнедеятельности, способного обеспечить безопасность отдельной личности и социума в целом.
Разработаны методики формирования:
- социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной безопасности, военной безопасности, методической компетентности в области безопасности жизнедеятельности на основе социального партнерства с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД РФ, прокуратуры и организаций.
Список источников и литературы:
Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 в.: в поисках практико- ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунуский. - М., 2013. - 608с. Михайлов, А.А. Дидактическая система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Экономика образования. - 2014. -№3. - С. 217-221. Михайлов, А.А. Формирование интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности / А.А. Михайлов // Школа будущего. 2016. - № 3. - С. 100-107. Михайлов, А.А. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / А.А. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). -С. 114-125. Михайлов, А.А. Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе / Рябова О.Н. // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Юхно Н. А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/46130-formirovanie-integrativnoj-gotovnosti-budushchikh-uchitelej-obzh-k-professionalnoj-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2024)- Ауғанстан - жүректегі жара
- ПОНЯТИЕ «САМООЦЕНКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Использование методов и приемов НФТМ-ТРИЗ на уроке информатики
- Самовар, самоварчик, самоварище
- Сетевое взаимодействие МБОУ «Верещагинская школа - интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» как условие эффективной профориентационной работы
- Исследовательская деятельность как инновационная педагогическая технология в обучении английскому языку
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6426 пользователей.
Отзывы