статья Способы обучения английским фразовым глаголам
Способы обучения английским фразовым глаголам
Занимая важное место в лексике современного английского языка, фразовые глаголы являются чрезвычайно употребительными в речи и придают языку естественность. Они используются не только в разговорном английском языке, но и в газетном, юридическом и экономическом дискурсе. Соответственно, возникает необходимость держать их в центре внимания в ходе работы над лексическим аспектом речи. Стоит отметить, что использование фразовых глаголов в речи (наряду с идиомами) в устной части экзамена IELTS оценивается как показатель хорошего уровня владения языком. К сожалению, в методике обучения иностранным языкам проблема обучения фразовым глаголам английского языка разработана недостаточно.
Фразовые глаголы рассматриваются как переходные явления английского языка, поскольку они обладают двойственной природой: являясь по своей структуре словосочетаниями(глагольно-наречными), по внутренней смысловой цельности они приближаются к словам, т.е. представляют собой особые единицы номинации, особые лексемы. Будучи одним из средств, позволяющих учащимся сделать свою речь живой, естественной и идиоматичной, фразовые глаголы заслуживают пристального внимания при обучении данному языку.
Существует несколько классификаций фразовых глаголов. Однако для решения методических задач, в частности организации ознакомления с новыми фразовыми глаголами, их тренировки и употребления, представляется уместным привести вариант наиболее общей классификации, отражающей основные структурно-семантические особенности изучаемых единиц:
- фразовые глаголы, значение которых может быть выведено из суммы значений компонентов (например, stay out, move out, put away);
- фразовые глаголы, понимание значений которых возможно за счет знания семантики одного из компонентов (например, tidy up, brighten up, do without);
- фразовые глаголы, значение которых не складывается из суммы знаний компонентов (например, take after, put up with, fall for, take in). Предлагаемая типология фразовых глаголов подразумевает распределение изучаемых единиц с учетом трудностей усвоения, связанных с их значением и употреблением, и, соответственно, необходима при разработке системы упражнений.
Целью обучения фразовым глаголам является формирование и совершенствование навыков употребления фразовых глаголов как средства идиоматизации речи учащихся. Содержание обучения при этом может быть представлено в виде:
- знаний фразовых глаголов и лингвистических знаний о них,
- лексических навыков употребления фразовых глаголов,
- специфических умений оперирования фразовыми глаголами в речи.
Обучение фразовым глаголам, безусловно, способствует развитию лингвистической компетенции, так как:
- их усвоение позволяет обучающимся расширить свой словарный запас не только за счет их накопления, но и за счет толкования значений;
- знакомясь с понятием «фразовый глагол», они получают основы теоретических знаний об одной из подсистем английской лексики;
- знание отличительных признаков фразовых глаголов помогает распознавать их в тексте;
- знание их грамматической структуры позволяет строить синтаксические единицы с ними в соответствии нормами языка;
- формируются навыки оперирования фразовыми глаголами, что полезно для речевой деятельности.
При этом, помимо лингвистической, развивается и социолингвистическая компетенция, поскольку формируется умение осуществлять выбор фразовых глаголов согласно условиям акта коммуникации. Не последнюю роль играет обучение фразовым глаголам и в формировании компенсаторной компетенции, под которой понимается способность человека выходить из затруднительных коммуникативных ситуаций вследствие нехватки вокабуляра. Изучение и использование синонимов, дефиниций, толкования на английском языке при описании значения фразового глагола способствуют развитию умений употреблять синонимы и прибегать к перефразированию. Несомненно, изучение фразовых глаголов способствует также развитию социокультурной компетенции. Овладение фразовыми глаголами, как единицами английской фразеологии, позволяет учащимся не только расширить словарный запас, но и познать мир носителей изучаемого языка, их культуру.
В обучении фразовым глаголам представляется целесообразным применять систему, включающую в себя упражнения двух типов.
Первый тип-упражнения для целенаправленной активизации языкового материала, среди которых различаются три группы упражнений:
- упражнения первого уровня (анализ формы фразового глагола; развитие языковой/контекстуальной догадки; определение степени выводимости значения фразового глагола из значения его компонентов; осмысление лексико-синтаксических связей фразовых глаголов; восстановление пропущенных (вторых) компонентов фразовых глаголов; перифраз; перевод с русского языка на английский;
- упражнения второго уровня (имитационные; подстановочные; трансформационные; репродуктивные);
- упражнения третьего уровня (управляемая беседа; пересказ прочитанного/прослушанного текста; монологи/диалоги по предложенной ситуации с использованием опор; монологи/диалоги по предложенной ситуации без использования опор.
Второй тип-упражнения для нерегулируемой, ненаправляемой активизации языкового материала в условиях речевой практики на высшем уровне:
- дискуссия, обсуждение прослушанного/прочитанного текста, последних событий, новостей;
- свободная беседа.
Чтобы обеспечить обильную тренировку в осмыслении формы, значения и особенностей употребления фразовых глаголов, учащимся можно предложить в качестве домашнего задания комплекс письменных упражнений. Он будет включать в себя упражнения на восстановление пропущенных (вторых) компонентов фразовых глаголов , на усвоение их синтагматических связей, на подстановку, перифраз и перевод с русского языка на английский.
Работа над любой лексической единицей, в том числе и фразовыми глаголами, должна начинаться с условно-речевых упражнений, чтобы обеспечить мотивированную инициативность учащихся. Например:
People working in certain jobs have to put up with various unpleasant working conditions. Here are some jobs some of their possible disadvantages. Say what people who do these jobs usually have to put up with as in the example.
Example: Shop assistants usually have to put up with long working hours. Sometimes they have to put up with difficult customers as well.
Shop assistants: noise and dirt
Factory workers: working outside in bad weather
Nurses: being away from home
Airline pilots: low pay
Workers on a building site: irregular working hours
Taxi-drivers: working at weekends
Bus-drivers: difficult customers
Postmen: shift work
Waiters: long working hours
Now think and say what teachers and students have to put up with.
Итак, в заключение считаю необходимым подчеркнуть, что обучение фразовым глаголам , представляющим собой специфическое явление современного английского языка, дает большие возможности для приобщения обучаемых к инокультурному способу формирования мысли, для развития у них иноязычной коммуникативной компетенции через ее основные составляющие: лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную и компенсаторную. Следует формировать у учащихся осознанность при обращении с фразовыми глаголами, представление о них как целостной системе, компонентами которой присущи отношения синонимии и антонимии. В центре особого внимания должны быть тип значения и функциональная нагрузка постпозитивного элемента, в особенности-аспектуальная функция.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шманова О. В. Способы обучения английским фразовым глаголам // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/46760-sposoby-obucheniya-anglijskim-frazovym-glagolam (дата обращения: 22.12.2024)- Сущность деятельностного подхода формирования универсальных способов деятельности начальной школы
- Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования
- Создание ситуации успеха на уроках иностранных языков
- Средства двигательной направленности
- ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ФГОС
- Использование ИКТ на уроках в начальной школе
- Мотивация самостоятельных занятий физической культурой у подростков
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10177 пользователей.
Отзывы