статья ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Рюмина Е. С. «статья»
воспитатели МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
г. Алексеевка Белгородской области
В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Мы пришли к выводу, что необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.
Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Проектный метод обучения является для ДОУ инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В проектной деятельности большую часть времени отводится самостоятельной работе детей. Дети выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Работу над проектами строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители активные участники и помощники в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении плакатов, поделок, коллажей, выпуске газет, которые используются для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:
- принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
- принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
- принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
- принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.
Также в нашем дошкольном учреждении ведется разработка педагогической технологии детского экспериментирования. Внедрение технологии детского экспериментирования в учебно-воспитательный процесс ДОУ мы считаем инновационным процессом, так как данная технология является нововведением в педагогическую деятельность, под влиянием которого происходят эффективные изменения в содержании и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, и др.).
В детском саду создаются мини-лаборатории для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» - этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Литература:
1.Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. "Айрис пресс", М., 2009.
2.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
5.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Рюмина Е. С. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/47490-statya (дата обращения: 21.11.2024)- ИЗУЧЕНИЕ ОМОНИМИИ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ
- Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности обучающихся на уроках физики
- Роль педагогов дополнительного образования в социализации учащихся
- Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками
- ЛОГИКО – СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛАХ
- Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС