статья Нравственно – патриотическое воспитание в сельской школе средствами школьного музея
Нравственно – патриотическое воспитание
в сельской школе средствами школьного музея
Тюлина М.И.,
учитель истории, директор
МКОУ ООШ с.Октябрь
Подосиновского района
Кировской области
Изменения в социально-экономической жизни страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы нравственности и духовности. Становится иной и стратегия развития российской школы: во главу угла ставится – формирование высоконравственной, духовно богатой, образованной и творческой личности. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос задавал не раз себе каждый из нас.
В поиске положительного примера, как правило, мы выходим на сформированные ценности и идеалы. Задача педагогов на современном этапе состоит в том, чтобы требования общества к духовно-нравственному поведению, долгу, чести и достоинству превратить во внутренние стимулы каждого ребенка. Это подтверждается словами В.А. Сухомлинского о том, что руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
В основе содержания духовно-нравственного воспитания и развития лежат базовые национальные ценности. Эти ценности мы стараемся хранить в культурных и семейных традициях, передавать от поколения к поколению. Одним из традиционных источников нравственности является патриотизм. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается, как устаревшее. На это можно ответить вопросом - как жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит разрушить собственное будущее. Воспитание патриотизма - это постоянная работа, направленная на формирование у школьника чувства гордости за свою Родину, народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Данное направление по духовно-нравственному развитию школьников стало приоритетным для нашей школы. Педагогические и воспитательные задачи в решении данного направления играет школьный музей. Наш школьный музей был открыт 24 ноября 2009 года, в год 120-летия школы как результатом исследовательской и поисковой деятельности краеведческого кружка «Истоки». Школьный краеведческий музей является центром воспитательной и учебной работы. Благодаря музею духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрировано во все основные виды деятельности: учебную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Другими словами музей - это и эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, и база углубленного изучения «Истории» как предмета, так и истории жизни школы, села, и методическое обоснование для массового вовлечения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность.
Сейчас постараемся раскрыть особенности работы и организации школьного музея во всех видах деятельности.
Учебная деятельность. В рамках изучения тем по историческому краеведению конкретные темы, уроки проходят непосредственно в музейной комнате среди экспонатов и фотографий. Данные уроки дают возможность учащимся заглянуть в семейные архивы, письма и воспоминания родителей, бабушек и дедушек, сформировать собственное – личностно-ориентированное отношение к своему родному краю, к семье, к самому себе. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.
В музее проходят не только уроки исторического краеведения, его используют как учебную комнату учителя истории и обществознания, ИЗО, технологии, учителя начальной школы.
Внеурочная деятельность. К формам работы во внеурочное время мы относим: тематические беседы, экскурсии, организацию встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), помощь в проведении народных праздников, спортивных состязаний. Для учащихся начальных классов учитель истории (руководитель музея) на базе музея ведет занятия краеведческого кружка «По реке времени», для учащихся
5-9 классов краеведческий кружок «Истоки».
Мероприятия, проводимые в музее, отличаются, как по форме проведения, так и по содержанию: например, в дошкольной группе и начальной школе предпочтение отдаётся игровым формам проведения занятий. Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5-9 классов отведено проведению социальных акций: «Поздравь с Великой Победой», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Письмо в 45-й»; написанию исследовательских проектов «Поставьте памятник деревне», «Мои родные на фронте», проведение тематических праздников «Праздник русского платка», «Прялка – хозяйка избы», «У самовара…» и др.
Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-исследовательской работе, встречах с интересными людьми, знакомстве с историческими фактами помогают учащимся узнать историю родного края изнутри, понять, как много сил и души во всё это вложили их предки, развивает у школьников наблюдательность, радость познания, волнения от встречи с неизвестным, глубокое эмоциональное переживание. Вместе с тем идет формирование уважения к памяти прошлых поколений, к культурному и природному наследию, к всему тому, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Много и практических навыков приобретают учащиеся и в процессе исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности тематика, которой очень разнообразна: «История деревень», «История школы», «Этнография», «Ремесла», «Великая Отечественная война», «Моя родословная». Ежегодно учащиеся защищают свои проекты в рамках районной конференции проектных и исследовательских работ «Мы - исследователи», конкурсах в Подосиновском краеведческом музее «Род славлю», краеведческих конференциях, в областных конкурсах, являясь их призерами и победителя. Темы для исследований ребята берут из походов по родному краю, архивных документов, встреч со старожилами, музейные экспонаты также становятся предметом исследования. Сейчас очень многие интересуются своей родословной, поэтому в работу включаются и родители учащихся. В настоящее время в музейной комнате работают несколько экспозиций: первая «Милые сердцу края» посвящена истории села и колхоза «Октябрь», вторая - «Школа - звонкий детский смех» - истории школы.
Особое место занимает экспозиции по интерьеру крестьянской избы: русская печь, домовая роспись, предметы крестьянского быта. Совместно с сельским домом культуры проводятся праздники: «Масленница», «Раз в крещенский вечерок», «Цветных шалей родная Русь», «Сия прялица изрядна, хозяюшка обрядна», созданы экспозиции раскрывающие красоту и историю русского платка, многообразие прялок. Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа способствует формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе, а через это и нравственно-патриотическому воспитанию.
Тема Великой Отечественной войны широко представлена в музее. «Великий подвиг великого народа» так называется экспозиция, посвященная Великой Победе, средства на оформление которой собрали жители села. В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат, части оружия и боеприпасов, найденные на местах боев, фронтовые фотографии, письма-треугольники, похоронка, пришедшая с фронта, и др.
Школьный музей является центром культуры села, в котором живет память о прошлом малой родины. «Афган, Чечня болят в моей душе» экспозиция, посвященная участию наших земляков в региональных конфликтах. Ребята часто останавливаются у этого стенда, находя среди них родных, соседей. Одним из традиционных мероприятий стала встреча учащихся школы с участниками военного конфликта в Чечне, выпускниками нашей школы, проходит она совместно с Советом молодежи села.
Еще одна экспозиция музея - «Есть такая профессия Родину защищать». Она посвящена тем, кто защищает наше мирное время – это наши выпускники, которые избрали стезю военного. В цикле бесед «Отдельные судьбы наших выпускников» ребята узнают о брате и сестре Ахтуловы. К Дню Защитника отечества проходят классные часы в школе. Ребята рассказывают о своих отцах, что они служили в армии и предлагают принести армейские альбомы своих родителей. Торжественность данного мероприятия придает атмосфера музея, в стенах которого проходят данные мероприятия.
Событием для всего села стало открытие мемориальной доски первому председателю колхоза Октябрь Головкину Николаю Михайловичу. Собирая материалы для исследовательской работы, ребята выяснили, что в апреле 2013 года ему бы исполнилось 90 лет, и стали инициаторами открытия мемориальной доски и вечера Памяти, на который приехали дети и внуки Николая Михайловича.
19 октября 2014 года останется у ребят как и у всех жителей Октября как веха памяти и скорби о всех земляках, отстоявших мир в смертельной схватке с врагом. В этот день состоялось открытие мемориального комплекса воинам – землякам. Почетное право открыть мемориальные доски с фамилиями фронтовиков наряду со взрослыми было представлено и ученику нашей школы, члену краеведческого кружка правнуку двух ветеранов войны.. Член краеведческого кружка ученица 8 класса и учитель истории приняли самое активное участие в подготовке списков воинов, ушедших на войну.
Поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, классные часы, уроки «Мужества», участие в акции «Бессмертный полк», концерт для жителей села - это все этапы подготовки и проведения ежегодной "Вахты памяти" 9 мая. Данные мероприятия сплачивают коллектив учителей, учащихся и воспитанники дошкольной группы школы и их родителей
За время существования музея посетителями его учащиеся и жители села родители наших коллективы школ района, руководители района, ветераны педагогического труда поселка Пинюг, члены Подосиновского общества изучения истории родного края «ПОИРК», ветераны труда села. Записи в Книге отзывов музея, говорят о том, что он помогает нам, взрослым и детям, не очерстветь душой, помнить своих предков - односельчан, уважать свою историю. Cтроки академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить детей, любящих свою Родину, гордящихся своей историей, знающих свои корни.
Источники:
- radschool74.ru/musev.htm
- Infourok.ru
- Weburok.com/2804767/Статья –Школьный музей…/
- school13nv.ru/informatsionnaya-karta.html
- ru/shkola/istoriya/library/2015/01/17/muz...cheskogo-vospitan
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Тюлина М. И. Нравственно – патриотическое воспитание в сельской школе средствами школьного музея // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/48159-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-v-selskoj-shkole-sredstvami-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 21.11.2024)- Правила пожарной безопасности
- Особенности занятий физкультурой при пролапсе митрального клапана
- Расширение связей семьи и школы
- СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ (САНОГЕННОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
- Вопросы модернизации казахстанского образования
- Анализ возможностей учебного предмета «Самопознание» по созданию условий для формирования ученического коллектива
- Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2811 пользователей.
Отзывы