статья Значительное видится на расстоянии
Закончился рабочий день, написаны конспекты уроков, но что-то маленькое вносит сомнение в мою душу. Что-то тревожит, заставляя глядеть на закат солнца. Невольно поймала себя на мысли, что в этом году ровно четверть века как я работаю с детьми. Много это или мало? Чем измерить мои знания? На каких весах взвесить мои умения? Правильно ли определилась четверть века назад с выбором профессии? Зачем я по сей день учусь сама? Останусь ли в памяти своих ребятишек светлым воспоминаем детства? В памяти невольно всплывают воспоминания из школьной жизни.
В нашей деревне по сей день живы люди, детьми пережившими войну. Мы с ребятами навещаем их: общаемся, оказываем внимание, слушаем их рассказы. По уже доброй традиции в канун праздника Победы, решили навестить « детей войны» и поздравить их с праздником.
И вот мы нарядные, с красными тюльпанами, сладостями в гостях у такой же нарядной и торжественной Яшиной (Ильиной) Татьяны Егоровны.
Принимая поздравления, Татьяна Егоровна рассказала о тяготах военной жизни, об особенностях военного детства. Нелегко пришлось семье маленькой Тани: бомба попала в их дом, переехали жить в деревню к бабушке, отец в первые же дни войны ушел на фронт, а потом погиб, защищая Калужскую землю, свою жизнь отдал за спасение родной земли и дорогих ему людей. Самым страшным моментом военного детства стало воспоминание о том, как вели немцы расстреливать мать. А дети кричали и плакали, хватаясь за материнский подол. Слёзы ли и отчаянье ли детей остановило фашистов, но мать осталась жива.
Прошло более 60 лет, но Татьяна Егоровна плакала, рассказывая детям о войне, возвращаясь в свое тяжелое детство. Я наблюдала за своими ребятами. В их мимике, возмущенных жестах не было равнодушия. В глазах были слезы. Они сопереживали маленькой Тане, они мысленно были там и с ней, они видели войну её глазами.
Из рассказа Николаенко Валентины Филипповны мои ребята узнали, что самым страшным и незабываемым в ее военном детстве было постоянное чувство голода. Ели все, что вырастало на огороде и в поле: кочетки, баранки, щавель, латурики (мороженая картошка). Из ольховых шишек пекли лепешки. А вместо конфет у них была пареная свекла. Моих ребят это поразило более всего. Они не могли поверить, что могло быть настолько тяжелое время, что у детей не было конфет.
Незабываемое впечатление оставил у нас с ребятами рассказ Кузнецовой Лидии Алексеевны. Был бой за деревню Копёнкино Малоярославецкого района (Лида с родителями, братьями и сестрами жили в этой деревушке). Четырнадцать бойцов было убито. После боя взрослые решили предать земле тела погибших солдат. Было это зимой, морозы сильные. И когда жители деревни плохо одетые, в стоптанной, рваной обуви хоронили бойцов, командир, видя бедственное положение местных жителей, разрешил снять полушубки, валенки с убитых солдат. Но никто, ни взрослые, ни дети, не позволил себе сделать этого. Люди стояли с поникшими головами, отдавая дань памяти погибшим защитникам земли русской.
Еще одно воспоминание Лидии Алексеевны поразило ребят. В школу, которая находилась в деревне Адлеровка, ходить Лидочке было не в чем. Не было ни подходящей одежонки, ни мало-мальски пригодной обуви. И вот как- то раз её, маленькую девочку, пригласили в учительскую. Она очень испугалась, и, войдя в учительскую, ожидала, что будут ее за что-то бранить. Но учительница просто, по-домашнему попросила её примерить ботиночки. Чудные, кожаные, красивые. Они были великоваты маленькой Лидочке, но девочка была безмерно счастлива. С благодарностью Лида взяла ботиночки. Их девочка носила несколько лет, бережно к ним относилась, ухаживала за ними, словно за домашним питомцем. И вот сейчас, спустя много лет, будучи умудренной жизненным опытом женщиной, она с нежностью и сердечной теплотой вспоминает ту учительницу.
Память о той учительнице она пронесла через всю жизнь. Вспоминая именно эту Учительницу, Лида вспоминает не подарок, а то ощущение доброты, нежности, заботы и надежности, которые излучала та маленькая, худенькая женщина-учительница или учительница-женщина. Что в ней было определяющим, Лидия Алексеевна не смогла бы ответить и сегодня. Но у Лидии Алексеевны профессия учитель ассоциируется именно с этими замечательными женскими качествами.
Беседа с Лидией Алексеевной плавно перетекла в приятное чаепитие. Благодаря душевному рассказу хозяйки дома, атмосфера была очень трогательной. Дети, наперебой рассказывали о своих прадедах, которые воевали. С какой гордостью мои ребята рассказывали об этом, сколько счастья было в их глазах после осознания того, что их семьи, и они - это тоже наша история, это тоже история нашей страны.
У ребят появилась мечта сделать фильм об этих замечательных людях, чтобы остались на пленке их интересные и поучительные рассказы о войне. Мы сделали такой фильм и назвали его «Детство, опаленное войной». Мои ребята часто пересматривают его, хотя знают его наизусть. Они всегда открывают для себя что-то новое, человечное. И это меня радует. Радует, что научила деток сочувствовать и сопереживать. Счастлива, что помогаю понимать своим ребятам их сопричастность с родной страной, ее историей. Верю, что школа во взрослой жизни моих учеников будет светлым воспоминаем детства. Горжусь, что я – учитель! А для учителя главное – не стоять на месте, а всегда стремиться вперед, к знаниям, открывать для себя что-то новое, увлекая за собой детей.
Гаснет закат, уходит в прошлое сегодняшний день, оставляя в прошлом мои печали и сомнения. Впереди новый день! И я готова идти в школу, работать и творить, чтобы открывать свою душу и распахивать учительское сердце детям.
Учитель начальных классов Панской школы-интерната Гребенюк А.В.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гребенюк А. В. Значительное видится на расстоянии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/4840-statya-znachitelnoe-viditsya-na-rasstoyanii (дата обращения: 21.11.2024)- Исследовательские проекты в образовательной робототехнике
- Исследовательская деятельность в начальной школе
- Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста
- Разновозрастное обучение в малокомплектной школе
- Повышение учебной мотивации младших школьников
- Использование тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся начальной школы. Из опыта работы
- Язык как способ конструирования современного социокультурного пространства и культурного становления личности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5658 пользователей.
Отзывы