статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая наука приносит лишь вред.
Хорошими людьми становятся больше
от упражнения, чем от природы.
(Демокрит)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Уроки литературного чтения таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.
Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы ( проекты), написание детьми сочинений.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях, поэтому на уроках использую групповую работу
Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно хорошо то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, ратует за развитие ребенка как личности и за успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, планированию деятельности, самоанализу, коммуникативности, умению принимать решение. Все это формирует положительную мотивацию обучения.
Решение всех вышеперечисленных проблем нашло свое отражение в двух очень интересных для учащихся начальной школы проектах – «Моя сказка» и «Детский журнал».
На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали по теме «Устное народное творчество» русские народные сказки. На уроках учащиеся много читали, анализировали, сравнивали сюжеты, учились создавать портреты главных героев сказок. При сравнительных характеристиках героев делался акцент на нравственные и гуманные качества персонажей. При этом обращалось внимание учащихся, что все русские народные сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, отмечались положительные качества героев такие, как доброта, чуткость, отзывчивость, сострадание, самоотверженность, взаимопомощь, благодарность, т.е. все известные гуманные качества, присущие людям. Была организована выставка книг на данную тему. На уроке учащиеся познакомились со схемой построения сказки (присказка, зачин, троекратное повторение, концовка), с видами сказок (бытовые, о животных и др.). На заключительном уроке по изучению русских народных сказок был проведен праздник – проект «Моя сказка». Подготовка к нему проходила в несколько этапов: выбор темы («Сказка, придуманная мной»); составление плана сказки, учитывая схему построения русских народных сказок; работа с опорными словами сказки; индивидуальная подготовка (сочинение сказки) . Обращалось внимание детей, что при сочинении своей сказки они должны отобразить в ней все гуманные идеи, присущие русским народным сказкам. Следующий готовили более сложный проект – «Детский журнал».
В современном мире появилось огромное множество полиграфических изданий как для взрослых, так и для детей. Этот проект знакомил учащихся с работой по созданию своего журнала, начиная с подбора информации и заканчивая его изданием.
Цели проекта – развивать творческие способности учащихся; развивать познавательную активность детей; развитие речи учащихся; развивать самостоятельные исследовательские умения учащихся; познакомить аудиторию с методикой составления детского журнала, с его рубриками, а также с профессиями редактора, оформителя, журналиста, фотографа, корректора и др.
Во время подготовки проекта каждым учащимся подбирался информационный материал по летним путешествиям, определялись тема и задачи работы. Учитель помогал в анализе отобранного материала, давал рекомендации по оформлению журнала, используя компьютерные технологии. В результате был подобран разнообразный материал по разным рубрикам детских журналов, выполнено художественное оформление проекта. По окончании презентации – конкурс журналов по различным номинациям и выставка детских журналов.
Каждый учащийся собирал интересную информацию , подбирал название журнала, оформлял свой журнал. И последний проект – «9 Мая» . Проект направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.
Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше. Создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы старались, прочувствовать все тяготы войны, чтобы понять всю трагедию нашего народа, восхищались подвигами советских солдат и испытывали гордость за свой народ. Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встретились следующие трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако когда я вижу огонёк в глазах своих ребят, когда мой ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаюсь в том, что труды и время потрачено не напрасно. Вся данная работа несёт большой эмоциональный заряд.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мельник Я. А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/49034-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 22.12.2024)- Инновационные технологии в образовательной деятельности учителя технологии
- СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
- Патриотическое воспитание как основа формирования универсальных учебных действий
- Повышение мотивации учащихся на уроках немецкого языка
- Роль математики в современном мире
- Дети с ОВЗв инклюзивном пространстве
- Создание условий образовательной среды для детей с ОВЗ на уроках музыки
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10304 пользователя.
Отзывы