статья Влияние обновленного содержания образования предметов естественно-математического цикла на развитие личности школьника
Ким Тамара Владимировна учитель физики СШ имени Р.Кошкарбаева, Каратальский район, Алматинская область
Доклад «Влияние обновленного содержания образования предметов естественно-математического цикла на развитие личности школьника» В 21-м веке безграмотным считается не тот, Современные задачи модернизации высшего профессионального образования связаны с потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных специалистах, обладающих стремлением к профессиональному росту. В связи с этим современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действии, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира, то есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостного восприятия мира. Государству нужны образованные и мыслящие люди. Будущее поколение должно уметь самостоятельно добывать знания, при этом приобретать навыки, необходимые для жизни в современном обществе, для способствования дальнейшему развитию этого же общества. В настоящее время, общество выдвигает новые требования к школе, к общеобразовательной среде в целом. Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости. В своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» (2017 г.) Н.Назарбаев особо отметил изменение роли системы образования: «Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Наряду с этим Президент страны выделяет актуальность формирования IT-знаний, финансовой грамотности, воспитания патриотизма молодежи. Все это должно сформировать у молодежи новые компетенции, обеспечить развитие жизненно-важных навыков, необходимых на новом этапе развития государства. Поэтому естественнонаучное образование учащихся приобретает особое значение. Оно формирует у обучающихся понятия о природных явлениях и закономерностях, раскрывает научные методы познания природы, призвано дать обучающимся возможность осознать не только мир природы, но и свое место в изменяющемся мире, направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико- ориентированных характеристик, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе развития функциональной грамотности, воспитание системы ценностных и личностных качеств. В состав образовательной области входит естественнонаучный цикл предметов: «Естествознание», «География», «Физика», «Химия» и «Биология». Особенностями обучения предметам образовательной области «Естествознание» являются: – осознание учащимися влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; – создание условий для развития навыков учебной, проектно- исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию; – приобретение обучающимися знаний о применении естественно- научных законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни; – формирование навыков безопасной работы во время учебной, проектно-исследовательской, экспериментальной, внеурочной и внеклассной деятельности; – воспитание у обучающихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование бережного отношения к природе, отношения к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека. Важным компонентом в обучении предметам образовательной области «Естествознание» является ориентация учебной деятельности на формирование функциональной грамотности обучающегося. Одним из ее важнейших компонентов является естественнонаучная грамотность. В учебном процессе должны быть созданы условия для развития: – умений описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные процессы и явления; – умений интерпретировать аргументацию и выводы; – понимания методов исследований, выявления вопросов и проблем, которые могут быть решены с помощью научных методов. Особое внимание на уроках географии, физики, химии и биологии уделяется развитию познавательных умений, необходимых для успешного развития естественнонаучной грамотности. Для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся подбираются проблемные ситуации. Они связаны с повседневной жизнью людей, сохранением здоровья, использованием естественнонаучных знаний для развития техники и технологии, проблемами окружающей среды. Практические и лабораторные работы, проводимые на уроках по предметам, направлены на формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, прогнозирования, расчетов и вычислений, объяснения, определения качественных и количественных характеристик явлений и процессов, выполнение проектных заданий, проведения опытов и экспериментов. Развитию практико-ориентированного мышления служат разнообразные виды учебной работы с источниками знаний и информации в обычном и электронном форматах с их измерительными ресурсами, всемерное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На уроках активно используются современные образовательные технологии. Компьютерные технологии на уроках географии, физики, химии и биологии предполагают: – использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала; – интенсивное использование компьютера как инструмента повседневной учебной работы обучающихся и педагогов; – реализацию технологий межпредметных связей; – разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы обучающихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов; – поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет; – использование электронных таблиц для решения задач; – проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ. Межпредметные связи на уроках естествознания, географии, физики, химии и биологии, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, играют существенную роль в развитии системного мышления, умения использовать знания при изучении одного предмета в процессе усвоения знаний по другому предмету. Межпредметные связи в обучении предметам образовательной области «Естествознание» устанавливаются с помощью следующих путей и методических приемов: – привлечение географических, биологических, химических, физических знаний для раскрытия важнейших предметных закономерностей; – постановка вопросов комплексного характера на восстановление из памяти и систематизацию знаний из других учебных предметов; – выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе; – работа с таблицами и иллюстрациями; – изучение межпредметных тем и выполнение междисциплинарных проектов; – составление комплексных характеристик различных глобальных, региональных и локальных проблем и объектов природы, требующих привлечения знаний из школьных курсов; – вовлечение школьников в различные виды деятельности по охране и исследованию природы родного края. В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Мне, педагогу с более чем 25 летним стажем хотелось бы поделиться своим видением на причины, по которым возникла сама идея преобразований. Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности. Я пришла к выводу, что на сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы: – В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего? – Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе? – Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»? – В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования? В настоящее время очень много мы говорим о технологизации учебного процесса, о преимуществах внедрения тех или иных педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации? Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются: - ускорение темпов развития общества; - переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия; - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества; - демократизация общества; - динамичное развитие экономики, рост конкуренции; - рост значения человеческого капитала. Наша развивающаяся республика всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим мы учителя выполняя заказ общества должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования, насколько я поняла, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся. Итак, что, по моему мнению, требуется от учителя? Это умение: -формулировать учебные цели для достижения результатов; -строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала; -готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями; - использовать потенциал информационной среды для учебного процесса ; - создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности; - создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки; - готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации; - оценивать текущие результатов, направленные на достижение поставленных целей. Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей: Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии. Что требуется от ученика? Это, опять же по – моему мнению - умение: - использовать возможности выстраивать индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала); - усваивать умения, способы, приемы своей дельности ; - использовать знания, умения и навыки и имеющуюся информацию для разрешения учебных ситуаций. Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника: Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана. Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности. Учебно-познавательная компетенция - обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках. Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться при помощи реальных технических объектов и информационных технологий. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений. Компетенция личностного саморазвития предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности. Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила: 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. 13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Очень много внимания уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам: 1. Валидности 2. Систематичности 3. Последовательности 4. Объективности 5. Прозрачности 6. Рекомендованности 7. Достоверности- 8. Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти. Результаты обучения в школе детей требуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся. В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Использованные источники: 2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo. 3. Инструктивно-методическое письмо МОиН РК 2017/2018 учебный год 4. Статья Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания». |
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ким Т. В. Влияние обновленного содержания образования предметов естественно-математического цикла на развитие личности школьника // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/50233-vliyanie-obnovlennogo-soderzhaniya-obrazovaniya-predmetov-estestvenno-matematicheskogo-tsikla-na-razvitie-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 21.11.2024)- Олимпийские игры
- Современные педагогические технологии
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе
- Игровые упражнения при изучении немецкого алфавита
- Гендерная политика – как фактор развития политики Казахстана
- Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
- Использование приема кейс-технологий как способ повышения учебной мотивации учащихся и развития УУД на уроках литературы