статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы по средствам ИКТ
Проблема отбора содержания, форм, методов и средств, направленных на активизацию обучения, остается актуальной до настоящего времени. Заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и внедряемые в современную школу средства информационных и коммуникационных технологий, а также переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты.
Под активизацией познавательной деятельности понимают совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности.
При подготовке к уроку перед каждым учителем встаёт вопрос: как обучать школьников тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.
Педагогическим направлением, позволяющим стимулировать интересы учащихся, является использование активных методов обучения, т.е. методов обучения, которые «побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом».
На уроках русского языка и литературы выбор методов и средств обучения нами осуществляется в трех направлениях. Во-первых, методы и средства должны быть направлены на активизацию воспроизведения учебного материала, выраженную в стремлении учащихся понять, запомнить, воспроизвести полученные знания. Во-вторых, на активизацию интерпретации, выраженной в стремлении учащихся постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения полученных знаний в новых условиях. В-третьих, на творческую активизацию, проявляющуюся в способности к самостоятельному поиску решения проблем, к проявлению познавательных интересов.
Активные методы обучения:
- проектная деятельность – комплексный процесс обучения, развивающий у обучаемого самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности (способствует развитию познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления). Проекты мы использовали, например, на уроках литературы по биографии А.С. Пушкина «Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.)», «У лукоморья»;
- исследовательская работа (способствует развитию познавательной самостоятельности учащегося). Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочитаем именно такой метод работа. Он создает творческую атмосферу, развивает речевую способность учащегося. Исследовательские работы: «Речевой этикет в современном молодежном общении», «Жаргонизмы в речи школьников», «Фразеологизмы в современной жизни»;
- эвристическая беседа (заставляющая обучаемых на основе имеющихся знаний, представлений, наблюдений, личного опыта, приходить к новым понятиям, выводам, правилам). Беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда задаем учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Эвристическую беседу часто используем на уроках литературы и русского языка: «Женщины в жизни С.Есенина», «Н и нн в наречиях» и т.д. ;
- решение изобретательских задач – обучение учащихся на технологиях разрешения одиночных и комплексных противоречиях (способствует формированию и совершенствованию навыков управления мышлением, развитию интуиции, реализации потребности в творчестве). Например, в рамках изучения басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». Задаем вопрос: Какие плюсы и минусы будут выявлены, при описанных событиях?, при изучении сказки «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина можно провести такую же работу. Задать вопрос: Что изменилось бы в жизни пескаря, если бы он жил по-другому?
- мозговой штурм (стимулирует интеллектуально-творческие и познавательные способности учащихся, способность концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение задачи). Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей, показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий, научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Например, при изучении фразеологизмов используем задание «Фразеологизм за пять минут» (предлагается придумать свой афоризм)., «Словесная гимнастика» (найдите «Четвертое лишнее»; напишите как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова). На уроках литературы тоже целесообразно применять такую работу. Например, при изучении творчества А.Блока «Символика цветов в поэме», «Почему в конце появляется Христос»;
- ролевая игра (стимулирует мотивацию и интересы учащихся по предмету, способствует развитию навыков критического анализа, межличностного взаимодействия, помогает выработать свою линию речевого поведения, формирует быстроту реакции). Например, при изучении произведения Н.В. Гоголя проводим ролевую игру «Суд над Тарасом Бульбой», где ребенок выступает в роли защитника или обвинителя. При изучении творчества А.С. Пушкина предлагаем детям поработать экскурсоводом «Заочная экскурсия по местам А.С. Пушкина. Урок-детектив, по описанию, данному автором, ученик должен определить литературного героя.
- провокация – подача неверной информации с целью ее анализа, установки причинно-следственной связи, формулирование правильного вывода (способствует формированию и совершенствованию навыков управления мышлением). На уроках часто используем лекцию-провокацию (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.
- искажение информации (направлено на развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся). Такой метод часто используем на уроках русского языка. Даем задания в виде текста, в словах делаются орфографические ошибки, а ребенок обязан их исправить и объяснить написание, вспомнив правило.
- преобразование информации (формирование умения выделять главное в тексте, составлять план к нему, исключать лишнюю информацию, дополнять текст примерами). Этот метод предлагаем на уроках по развитию речи, при работе с первым заданием для подготовки к ГИА. Например, напишите сжатое изложение, озаглавьте текст, составьте план.
- взаимодействия обучаемого с электронными образовательными ресурсами в рамках технологии дистанционного обучения (формирование опыта работа в информационной образовательной среде, навыков самообучения). Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
В своей работе часто обращаемся к электронными версиями книг по литературе, просмотр видеороликов при изучении Л.Н. Толстого «Война и мир», М. Шолохова «Тихий Дон», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», интерактивных презентаций: «Основные правила пунктуации и орфографии», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Любовь в жизни С.А. Есенина», электронные тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА, электронный курс по русскому языку, разработанный своими силами, где подобраны материалы и задания к каждой теме (http://school.cdo-lipetsk.ru/course/view.php?id=74).
- проблемное обучение – основан на рассмотрении сложных познавательных задач (стимулирует познавательную активность, развивает умение и навыки по решению проблем). Неоднократно проводились уроки с проблемной ситуацией «Кто нам милей – отцы иль дети?» по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности?», «Раскольников терпит крушение вследствие своих личных качеств или несостоятельности самой идеи?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Что делает человека живым и что убивает душу?», «Есть ли вина человека в том, что его душа умерла?»
«Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?», «Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?» по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» и т.д.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Таким образом, все используемые методы развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шеламова С. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы по средствам ИКТ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/50637-aktivizatsiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury-po-sredstvam-ikt (дата обращения: 14.11.2024)- Приобщение младших школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью
- Личностно-ориентированный подход в обучении физической культуры
- От качества образования - к качеству жизни
- Формирование эстетического сознания обучающихся
- Упражнения для общения
- Здоровьесбережение
- Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников в процессе внедрения ФГОС второго поколения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7116 пользователей.
Отзывы