Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Пейнтбол – как воспитательный аспект в условиях вечерней (сменной) школы

Включает методическую разработку

Содержание:

  1. Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
  2. Формирование гражданско-патриотических качеств воспитанников пейнтбольного клуба «Комбат»
  3. Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся на уроках ОБЖ

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

 Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Правительства Российской Федерации: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»  (от 05 октября 2010 г. № 795) , Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);

Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:

  • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
  • развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны;
  • вовлечение молодежи в социальную практику;
  • обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
  • отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества; 
  • социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;

 Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Представленный педагогический опыт естественно вписывается в деятельность образовательного учреждения  являясь неотъемлемой частью Устава МОБУ «Центр образования» ГО «Город Якутск» от 31.08.2011 г. (в новой редакции). Где в пункте 3.2 сказано все о приобщении к духовно-нравственным ценностям, формирование общей культуры обучающихся, здорового образа жизни, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве инструктора пейнтбольного клуба «Комбат», судьи Федерации спортивного пейнтбола РС(Я), а  также    преподавателя    предмета  «Основы  безопасности  жизнедеятельности»

Цель: разработать и апробировать комплекс педагогических условий для  формирования в подростках  качеств гражданина и патриота в рамках уроков  ОБЖ  и  пейнтбольного   клуба «Комбат»

 Задачи:

  1. отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
  2. организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
  3. обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков;
  4. демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание  и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (44.07 kB)
Автор:
учитель ОБЖ МОБУ "Центр образования"
Дата публикации: 28.09.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Соловьев П. В. Пейнтбол – как воспитательный аспект в условиях вечерней (сменной) школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/507-pejntbol-kak-vospitatelnyj-aspekt-v-usloviyah-vechernej-smennoj-shkoly (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию