статья Межпредметные связи на уроках производственного обучения как фактор повышения качества обучения
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Захаров Владислав Сергеевич
Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж
Перед системой технического и профессионального образования поставлена задача – подготовка квалифицированного, конкурентноспособного рабочего, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в смежных областях деятельности.
Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.
Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграции и дифференциации. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.
Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленность. Такое преподавание должно способствовать развитию у студентов способностей, необходимых для овладения профессиональными навыками, профессиональным опытом.
Межпредметные связи – это связи между учебными предметами, которые устанавливает педагог или студент в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.
Вопросу об определении данного понятия посвящено много работ, однако в настоящее время не существует единой точки зрения на определение межпредметных связей. Авторы некоторых исследований дают разные определения межпредметным связям.
Одни авторы сопоставляют межпредметные связи с содержанием обучения, другие рассматривают их как «дидактическое условие», «третьи – как принцип обучения».
А.И.Гурьев вводит в дидактику следующее определение межпредметных связей. В широком смысле слова: «Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов». В узком ( предметном) смысле слова: «Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей».
Он отмечает, что в самом определении принципа межпредметных связей уже заложено понятие системности, так как его нормативные функции составляют динамичную систему управления развитием концептуального стиля мышления учащихся, т.е. целостного видения мира, через методически обоснованное интегральное использование учебных и научных дисциплин, позволяющее охватить все стороны изучаемого предмета, явления или процесса, все его связи и отношения с явлениями окружающего мира.
Таким образом, межпредметные связи – это один из наиболее важных принципов построения содержания образования. Именно поэтому в учебных программах такой раздел необходим.
На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает обучащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует устанавливать межпредметные связи.
Факторы, способствующие эффективному применению установления межпредметных связей:
профессионализм педагога;
уровень подготовки студентов;
открытый доступ к учебной и методической литературе;
запас времени (резерв);
продуманное обоснованное планирование межпредметных связей после каждой темы.
Мастер должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе. Так как общепрофессиональные дисциплины и некоторые специальные дисциплины являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства.
Реализация межпредметных связей подразумевает единство трактовки понятий, определений и единиц измерения, применения общих закономерностей для обоснования и раскрытия сущности различных процессов и явлений и исключает дублирование учебного материала. Работа по обеспечению межпредметных связей должна проводиться на всех уровнях и этапах системы подготовки специалистов. Необходимые для этого условия создаются целенаправленной разработкой учебных планов и программ, планированием учебного процесса и организацией соответствующей методической работы на занятиях теоретического и производственного обучения. К числу мероприятий по установлению межпредметных связей проводимых в учебном процессе относятся:
- планирование используемых межпредметных связей;
- подбор упражнений для учебно-производственных работ студентов.
На уроках производственного обучения по предмету «Кузнечные работы» я готовлю материал, связанный со следующими дисциплинами теоретического обучения:
- Охрана труда;
- Материаловедение;
- Черчение;
- Сельскохозяйственные машины;
- Ремонт машин.
Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. При работе в учебной мастерской я подробно рассказываю об охране труда, с проведением инструктажа по технике безопасности.
Материаловедение – наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, объективные закономерности зависимости их свойств от химического состава, структуры, способов обработки и условий эксплуатации и разрабатывающая пути управления свойствами.При нагреве заготовок и деталей студенты должны знать какой используется материал, какая температура нагрева.
Черчение - учебный предмет о правилах читать и выполнять чертежи деталей, изделий и другие чертежно-графические изображения.При разработке технологического процесса изготовления студентам предлагается чертёж или эскиз изготавливаемой детали.
Сельскохозяйственные машины – предмет по устройству, конструкции, теории технологических и рабочих процессов, обоснованию и настройке сельскохозяйственных машин на заданные условия работы.
При ремонте сельскохозяйственных машин происходит формирование знаний - назначение, расположение, принцип действия различных механизмов и деталей сельскохозяйственных машин.
Ремонт машин - предмет о методах проектирования технологических процессов ремонта и восстановления изношенных деталей, сборочных единиц, машин и оборудования; определение оптимальных режимов выполнения производственных процессов; управление качеством ремонта машин и оборудования.
В результате изучения дисциплины студенты осваивают на практике способы восстановления и упрочнения изношенных деталей.
Студенты при изучении моего предмета опираются на знания, полученные ранее на общепрофессиональных и специальных дисциплинах. Багаж знаний, полученных на занятиях теоретического обучения, помогает им при изучении практических занятий по «Кузнечным работам».
Связь специальных дисциплин и производственного обучения должно строиться на основании следующих принципов:
- Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста;
- Предметы, входящие в учебные планы по профессии, должны обеспечивать профессиональную направленность и взаимосвязь предметов.
- Преемственность в обучении относительно знаний, умений и навыков должна формироваться в определенном порядке и быть последовательной, то есть учебные элементы предметов специальных дисциплин должны быть логически связаны с производственным обучением, а изучение последующих элементов специальных дисциплин и производственное обучение должно опираться на знания предыдущих.
Межпредметные связи осуществляются:
на отдельных занятиях (эпизодические) - первый уровень;
в системе занятий (частно-системные) - второй уровень;
постоянно (системные) - третий уровень.
Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы обучающиеся видели в моей работе определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
В моей практике обучения сложились два основных способа планирования межпредметных связей –тематическое и поурочное.
Тематическое планирование. В этом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для студентов. Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях эффективной организации учебно-производственой деятельности студентов по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью данного планирования. Поурочный план – разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования. Положительные стороны данного планирования – это формулировка цели и задачи урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к студентам, требующих воспроизведения и применения знаний; наличие мировоззренческого вывода; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено подготовки мастера к эффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из средств их реализации в практике обучения.
Межпредметные связи позволяют:
1)развивать у обучающихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;
2)оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
3)преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;
4)создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере.
Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.
Использование межпредметных связей в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Захаров В. С. Межпредметные связи на уроках производственного обучения как фактор повышения качества обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/50909-mezhpredmetnye-svyazina-urokakh-proizvodstvennogo-obucheniya-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obucheniya (дата обращения: 21.11.2024)- Принципы и закономерности воспитания
- Первая форма аутизма как полная отрешенность от происходящего
- Стратегии развития критического мышления на уроках географии
- Роль игры в обучении и воспитании учащихся
- Воспитание детей средствами музыки в культурно-образовательном пространстве школы искусств
- Я-классный руководитель
- Воспитательная работа в системе образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 17864 пользователя.
Отзывы