статья Резонансное пение
Зубова Р.А.
Педагог дополнительного образования I кв.категории
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска»
РЕЗОНАНСНОЕ ПЕНИЕ.
Искусство резонансного пения заставляет слушателя внимать песню, затаив дыхание, оно оставит след в душе любого человека. Подобное умение придает голосу, независимо от его типа и силы, особый шарм.
Резонансная теория пения (РТП) — система представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностях образования и восприятия певческого голоса, обуславливающих его высокие эстетические и вокально-технические качества за счет максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата.
Как известно, основные части голосового аппарата певца – дыхание, гортань, и резонаторы. Именно слаженная работа всех трех компонентов обеспечивает нормальное протекание процесса пения. С древних времен певческое дыхание считалось самой важной частью триады. Со времен староитальянской певческой школы известен постулат: «Искусство пения – искусство дыхания». Однако научный мир, с середины прошлого столетия, начинает отдавать в вопросе вокальной техники приоритет так называемой «горловой» парадигме, согласно которой, основное значение в цепочке «дыхание-резонаторы-горло», имеет последнее звено. Скорее всего, подобные взгляды были связаны с развитием техники, позволившей подробно исследовать процесс звукообразования. Например, в то время были широко известны исследования рентгенолога Л.Б. Дмитриева, посвященные работе голосовых связок и гортани во время пения. Из-за безотчетного следования всему научному, новая парадигма вокального искусства быстро завладела умами, как певцов, так и вокальных педагогов. Считалось неразумным заботиться о дыхании, когда научные открытия отдают приоритет важности гортани, а также голосовых связок в вопросах пения. Широко распространенными стали советы вроде: «Дышите, как вам удобно» и даже «...как вам угодно». Следование этой линии привело к весьма печальным результатам искалеченных голосов, из-за чего вокальная карьера многих певцов заканчивалась, не успев толком начаться.
Практика большой части опытных педагогов и великих мастеров искусства вокального пения, благодаря здоровому консерватизму, сохранила «особое мнение», касательно значимости дыхания, резонаторов и гортани. Это мнение отдает безоговорочный приоритет певческому дыханию и резонаторам. Выдающийся маэстро вокального искусства, пропевший на сцене знаменитого миланского театра «Ла-Скала» более трех десятков лет, итальянец Джакомо Лаури-Вольпи говорит следующее: "...в основе вокала лежит поиск звукового эхо - то есть резонаторов...". А другой известный итальянец, вокальный педагог Дж. Барра, преподаватель всемирно известного Центра усовершенствования вокала при том же театре так отзывается о роли резонаторов в пении: "... в пении не существует секретов, или каких-либо других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку - главный механизм голосообразования - нельзя терять в коем случае. Без резонанса не сможешь быть певцом...". Конечно, никто не отрицает и важную роль голосовых связок. Без них, вас тоже не будет как певца. Но суть заключается в том, что голосовые связки, будь они максимально мощными и тренированными, не могут породить звуки чудовищной силы (до 120 дБ), какой могут достигать первые оперные голоса. А в глубине горла, сила звука увеличивается до 150 дБ. Это приблизительно громкость двигателей огромного самолета, взлетающего прямо над вашей головой. Такая сила звукового фона способна серьезно травмировать ваши голосовые связки, а подобное, к сожалению, среди неопытных и начинающих вокалистов не редкость, так как они пытаются достигать подобной силы голоса только за счет напряжения голосовых связок.
Как же великие сохраняют свои связки? Как это удавалось Паваротти, который пел до самой кончины? Как они могут выдерживать многочасовые концерты, и постоянные исполнения «на бис». Разгадка проста – необходимо профессионально использовать резонаторы, так как самый простой резонатор, прибавит к вашему голосу еще около 30 дБ. Так же певческие резонаторы сохраняют ваши связки от старения, объясняя тем самым почтенный возраст многих маэстро вокала.
По поводу же современной музыки, хочется отметить, что ее сложность для исполнителя заключается в том, что она больше говорится, нежели поется. А при речевом принципе извлечения звуков, т.н. фонации, связки оказываются максимально беззащитными перед травмами, так как естественного механизма защиты связок при фонации не существует. А начинающие певцы стараются петь максимально громко, тем самым, травмируя свой певческий аппарат. Решением проблемы в таком случае является применение резонансной техники пения, при исполнении «речевых» частей песен. Так вы эффективно сможете защитить свои голосовые связки от повреждений.
Искусство резонансного пения помогает решить еще одну важную проблему в современном пении. Это проблема тихого пения, вплоть до шепота. При фонации подобное piano не будет услышано даже сидящим в первых рядах. Джакомо Лаури-Вольпи метко окрестил подобный звук «мертворожденным», так как он умрет еще во рту вокалиста. А при использовании резонансной техники, все ваши piano и pianissimo будут прекрасно слышны в любом ряду концертного зала. Это свойство в полной мере присуще мастерам, раскрывая возможности их вокала слушателю. При обучении качественному вокалу вы должны будете пройти очень трудный путь, который приблизит вас к заветной мечте. Если вы выложитесь на все 100 процентов и будете работать над своим голосом, то успех вам точно гарантирован. Резонансное пение это одно из качеств человека, которое способно показать в нем самое интересное и необычное. Если вы начнете обучение в раннем возрасте, то у вас будет возможность сделать из себя большого мастера голоса и помогать потом в этом другим людям.
Таким образом, резонансное пение (резонансная техника пения) — это пение с максимально эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата с целью получения максимального эффекта силы, полётности и эстетических качеств голоса при минимальных физических усилиях, что достигается певцом под контролем вибрационной чувствительности как индикатора резонанса (во взаимодействии со слухом и мышечным чувством) и правильно организованным диафрагматическим певческим дыханием. Иными словами, резонансное пение — это пение с высоким коэффициентом полезного действия (КПД) голосового аппарата на основе использования законов резонанса и психофизиологических средств самоконтроля и усиления резонансных процессов голосообразования.
Резонансное пение способно дать человеку очень много интересных вещей и сделать из него настоящего успешного человека. Если вы решили развить свой голос уже завтра, то приготовьтесь к работе и начинайте работать над своим голосом уже сегодня. Помните, что пение может принести очень много интересного в вашу жизнь.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Зубова Р. А. Резонансное пение // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/50984-statya-rezonansnoe-penie (дата обращения: 23.12.2024)- ПОНЯТИЕ «САМООЦЕНКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Самоанализ педагогической деятельности
- Виды концертов и их характеристика
- Современный танец как средство гармонического, физического и эстетического развития ребенка
- Статья
- Применение технологий проектного обучения при подготовке техников - программистов
- ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО НА БАЗЕ АНГЛИЙСКОГО
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7397 пользователей.
Отзывы