статья Из опыта работы: итоги ЕГЭ
В начале сентября стало известно, что ЕГЭ 2010г по математике будет проходить в новой форме. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2010г по математике существенно отличались от материалов, используемых в 2002-2009 гг. Накопленный опыт по подготовке к ЕГЭ прошлых лет и подготовка к ЕГЭ на дистанционных курсах оказались не совсем и нужными.
Большую помощь в подготовке экзамена оказали интернет-сайты: fipi.ru, mioo, ege... Открытый банк заданий дал возможность составить представления о том, что может ожидать в части В. Задания открытого банка помогли учащимся повторить школьный курс математики, найти в знаниях слабые и сильные места. Помощь при работе оказали статьи из газеты «Математика», различные сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, математические тренажеры, тесты для промежуточной аттестации, карточки для коррекции знаний, различные диски для повторения и подготовки к экзаменам и многое другое. Помогло в повторении школьного материала и то, что с ребятами в 7-11 классах я проводила зачеты по основным темам математики. Большую помощь оказало и то, что мы в течение года принимали участие в интернет-тестировании (от системы Статград) - проводили диагностические работы в формате ЕГЭ. После проведения диагностических работ тщательно анализировали результаты этих работ, проводили коррекцию ошибок. Некоторые из ребят принимали участие в репетиционном экзамене по математике в ВИПКРО.
Подготовка ребят к ЕГЭ не сводилась к их «натаскиванию» на выполнение определенного типа задач, содержащихся в Демоверсии экзамена. Подготовка означала изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, старалась выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся.
При организации подготовки школьников к экзамену выделились 2 группы учащихся: 1 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (им не нужна была математика в выбранной профессии) – 50%; 2 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить более высокие баллы (больше 60 баллов) – 50%.
С 1 группой учащихся я выявляла сильные и слабые стороны математической подготовки и работала с сильными позициями (закрепляла то, что уже получается). Регулярно с ребятами проводилось тематическое повторение и отрабатывались базовые математические навыки. Целью такой работы было отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся.
При подготовке к экзамену очень боялась за одну из учениц, которая часто болела и не очень-то старалась вникать в такую непростую науку, математику. Выполняя самостоятельно варианты ЕГЭ и получая 2-3 первичных балла в начале года, она стала задумываться, сможет ли она преодолеть минимальный порог и получить аттестат. Знания предыдущих лет были стабильной «тройкой», хромало понимание материала, и были проблемы с вычислительной культурой. Постоянно разбирались её ошибки, повторялся теоретический материал. Результат - диагностические работы она стала выполнять на 5 первичных балла. Мы считали это порогом получения заветной «тройки», но боясь, что на экзамене она допустит в этих заданиях ошибку, стали усиленно пытаться разобраться и в других заданиях части В. Итог – 6 первичных баллов.
Со 2 группой ребят необходимо было отработать умение уверенно выполнять 11-12 заданий части 1, задания С1 и С2. Исходя из целей учащихся, их возможностей, рассматривались так же задания С3 – С6.
Ребята с интересом брались за решение накрученных заданий части С, оттачивая свой ум, наблюдательность и другие свойства мышления. Пусть не всегда верен был ответ и, подчас требовалась помощь со стороны учителя, но некоторые из учеников очень старались. Так же ребята совершенствовали свои умения в решении комбинированных уравнений и неравенств. Решая некоторые задания части С разными способами, учащиеся выбирали наиболее подходящий и понятный им способ. Простейшие задания с параметрами ребятам были знакомы, они немного рассматривались на элективных курсах в 10-11 классах, а вот задания С6, которые также требовали использования знаний, выходящих за пределы школьного образовательного уровня, разбирались совместно по решению.
Ребята занимались на уроках, на элективных курсах, на занятиях кружка, повторяя основные темы курсов математики 5-11 классов. На уроке осуществлялся постоянный устный опрос, отработка вычислительных навыков, отработка основных ЗУН по темам. Некоторые самостоятельные и контрольные работы проводились в тестовой форме, иногда и непосредственно в формате ЕГЭ. Ребята выполняли ежемесячно домашние контрольные работы – варианты ЕГЭ, им давался дополнительный материал для самостоятельного изучения. Постоянная связь была и с родителями учащихся, так как не всегда дети ответственно относились к подготовке.
Учащиеся, благодаря диагностическим контрольным работам из системы Статград, могли оценить свой уровень (Базовый уровень: 10-12 баллов - «4»; 13 баллов и больше – «5». Профильный уровень: 11-15 баллов - «4», 16 баллов и выше – «5»).
o ДКР 08.12.09 средний балл «3,7» (выполняло 100%); 10 первичных баллов; 47,9 тестовый балл.
o ДКР 07.02.10 средний балл «3,8» (выполняло 100%); 10,7 первичных баллов; 49,7 тестовый балл.
o Итоговая ДКР 07.05.10 средний балл «3,6» (выполняло 83%); 8,2 первичных баллов; 38,7 тестовый балл.
Некоторые учащиеся улучшали свои баллы, у некоторых было колебание «3»/«4», кто-то был не очень доволен своим результатом и занимался более усиленно...
Большое спасибо хочется сказать и учителю начальных классов Гусевой А.Э. за хорошие знания ребят по курсу начальной школы, и учителю математики Пескову А.А. за хорошие вычислительные навыки по курсу математики 5-6 классов.
Очень помогло в подготовке к ЕГЭ и то, что данных учащихся я учила математики с 7-ого класса, знала все успехи и пробелы в их знаниях по алгебре и геометрии с 7 по 11 классы. Знала всех ребят ещё с детского сада, хорошие отношения были и с родителями учащихся. Помощь советом оказывал и мой отец Песков А.А., заслуженный учитель РФ.
НАШИ ИТОГИ. Экзаменационный вариант состоял из 2 частей.
В 1 часть экзаменационной работы включены были 12 заданий с кратким ответом базового уровня сложности, проверяющие базовые вычислительные и логические умения и навыки, навыки аналитических преобразований, умения анализировать информацию, представленную в текстах, графиках и таблицах, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.
67% учащихся полностью выполнили 1 часть работы;
17% учащихся выполнили верно 11 заданий из 12 в 1 части работы;
17% учащихся выполнили 6 заданий 1 части, т.е. 50% заданий 1 части.
ЭКЗАМЕН ЕГЭ 2010 г. % выполнения заданий В1 – 12 в 1 части.
Вторая часть работы, состоящая из заданий с развернутым ответом, была расширена в целях более точной дифференциации выпускников для отбора в вузы и ссузы с различными требованиями к уровню математической подготовки обучающихся. Школьный общеобразовательный уровень, уровень школьной «пятерки» - задания С1 и С2. Первые 4 задания второй части предназначены для проверки ЗУН на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вступительными экзаменами по математике при поступлении в педагогические и технические вузы.
67% наших учащихся получили различные баллы (1-2) за выполнение этих заданий (С1-С3).
Последние 2 задания 2 части были предназначены для конкурсного отбора в вузы, предполагали творческое владение математикой.
Но как учитель, я не совсем довольна результатами экзамена, т.к. некоторые учащиеся могли набрать баллов во второй части и больше, соответственно набрать и тестовый балл для поступления в вузы выше. Однако я также очень довольна всеми учащимися, их выполнением 1 части экзаменационной работы, поскольку первоочередная задача изучения курса математики в общеобразовательной школе – это качественное изучение предмета на базовом уровне.
Если экзамен оценивать по нашей 5-ти бальной шкале (как было рекомендовано системой Статград, переводить первичный балл в оценки), то наш результат по ЕГЭ 2010 г неплох – оценка «4,3»:
50% - оценка «5», 33% - оценка «4», 17% - оценка «3».
Учащиеся 11 класса получили 12,3 первичных балла за экзаменационную работу.
Комиссией по шкалированию Рособрнадзора было определено минимальное количество баллов ЕГЭ – 21 тестовый балл, что свидетельствует об усвоении школьного курса математики в 2010 г.
Наши ребята получили 56,8 тестовый балл за ЕГЭ.
Цель учащихся при подготовке к ЕГЭ была достигнута (66 баллов – 33%; 63 балла – 17%; 56 баллов – 33%; 34 балла – 17%).
83% учащихся поступили в вузы на специальности, связанные с математикой.
Щекина Наталья Александровна. Должность: учитель математики.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Щекина Н. А. Из опыта работы: итоги ЕГЭ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/5116-statya-iz-opyta-raboty-itogi-ege (дата обращения: 21.11.2024)- Использования здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе
- Роль семьи в воспитании ребёнка
- Особенности работы с простым карандашом
- Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
- Основные направления и формы взаимодействия преподавателя дополнительного образования и родителей
- Развитие познавательной активности и творческой самореализации обучающихся при обучении технике Декупаж
- Методика обучения чтению на уроке английского языка в средней школе