статья Концепции проектно-ориентированного и профильного обучения в структурах довузовского образования и в старшей школе
В последние годы школа, общество и государство уделяют внимание интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни: видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работать с информацией и т.д.). Поэтому учащиеся после усвоения знаний в школе пытаются переходить на овладение процессом приобретения знаний. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа, позволяющая строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками, несущими вариативные точки зрения.
Преимущества проектной работы широко используются в методике преподавания предметов в средней школе.
Основные концепции этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся;
- образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости определенной дисциплины при дальнейшей профилизации обучения.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Проектная методика обучения обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
Кроме того, введение в отечественную систему образования профильного обучения требует создания многочисленных разнонаправленных элективных курсов, которые в настоящее время используются для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
В связи с тем, что основной задачей модернизации российского образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, меняются и жизненные установки самой личности – выпускник общеобразовательной школы должен владеть не только суммой знаний и навыков, но и обладать методологически гибким проектно-ориентированным интеллектом, способным к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном и межгосударственном уровнях, быть социально-ответственным перед собой, обществом, природой и культурной средой.
Профильное обучение в настоящий момент является очередным шагом в развитии российского образования. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильное обучение есть «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Профильное обучение в средней школе может реализовываться в различных вариантах и обеспечение его вариативности достигается за счет разработки элективных курсов.
В рамках предпрофильной подготовки элективные курсы призваны поддерживать зарождающийся интерес у учащихся 9-х классов к той или иной дисциплине, помочь им сделать правильный выбор профиля обучения в старшей школе. Эти курсы выявляют интересы, проверяют возможности учащихся и имеют развивающую, деятельностно-практическую направленность.
В 10-11 классах элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В процессе работы над элективным курсом учащиеся под руководством учителя создают электронные проекты, которые представляют собой многостраничные публикации в программе Publisher или презентации в программе PowerPoint по определенной учебной дисциплине.
Темы электронных проектов предлагаются учителем так, чтобы учащиеся, работая индивидуально или в группах (как и предполагает проектная деятельность), осуществляли поиск необходимой информации, искали решение поставленной задачи и даже самостоятельно делали аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.
В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что школьники с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Итак, проектная деятельность учащихся ориентирована, прежде всего, на удовлетворение познавательных интересов школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к изучаемой дисциплине.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, провести свободный выбор будущей трудовой деятельности (на элективных курсах), стать высокообразованным, конкурентоспособным, быстро адаптирующимся к изменяющимся условиям окружающей среды человеком.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Холдеева Н. В. Концепции проектно-ориентированного и профильного обучения в структурах довузовского образования и в старшей школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/5158-kontseptsii-proektno-orientirovannogo-i-profilnogo-obucheniya-v-strukturakh-dovuzovskogo-obrazovaniya-i-v-starshej-shkole (дата обращения: 22.12.2024)- Реализация эвристического потенциала образования на основе новых информационных технологий
- Значение утренника в детском саду
- Прием интеграции на современном уроке иностранного языка
- Модель социальной адаптации детей в учреждениях дополнительного образования
- Лекарственные препараты несовместимы с алкоголем
- Особенности современного и традиционного уроков
- Оказание психолого-педагогической помощи четвероклассникам в адаптации к обучению в среднем звене