статья Непрерывное образование как условие развития личности педагога
Кобзарь И.Н.
учитель начальных классов
Первомайской средней школы
Мендыкаринского района
«НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА»
«Знание – самое превосходное из владений,
все к нему стремятся, само же оно не приходит»
А. Бируни
Динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и все более сложные задачи, требующие практически непрерывного ее реформирования. Реформы системы образования в Республике Казахстан, происходившие в течение последнего десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам. В этих условиях образовательным учреждениям необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, «но и постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми»[1].
Педагог, как и любой другой субъект общественной деятельности, должен заботиться о своем профессиональном и личностном развитии. Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление.
Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога его личности и способностям. Система образования постоянно развивается, в связи с этим новые социальные запросы делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Поэтому педагог стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.
В течении всей педагогической деятельности учитель совершенствует свою квалификацию. Повышение квалификации сейчас необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям и запросам общества. Каждый учитель проходит курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО, чтобы пополнить багаж знаний, необходимый для качественного обучения учащихся. Пройдя трёхмесячные курсы по Кембриджской системе и изучив 7 модулей обучения, я стала внедрять новые подходы в учебно-воспитательном процессе. Применяя активные методы обучения на уроках, у моих учеников поднялся интерес к обучению, повысилась мотивация учиться. Качество знаний по предметам математика, литературное чтение и познание мира возросло. Учащиеся стали уверенными. С каждым годом всё больше и больше участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места.
Конечно, получение дополнительного образования через прослушивание курсов, обучение в институте для педагога необходимо. Но самостоятельное повышение своего мастерства, достижение вершин профессионализма наиболее ценно. Каждый педагог должен построить свой путь достижения этой вершины и стремиться к ней на протяжении всего профессионального, творческого пути. Самообразование педагога является неотъемлемой частью непрерывного образования.
Традиционно самообразованием считается приобретением знаний путем самостоятельных занятий, т. е. как самостоятельное обучение (научение) [2].
Самообразование педагога рассматривается как добровольная, активная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-профессиональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания воспитанников.
Считаю, что наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских работ и т.д.
Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, я начала изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе. Выступила как автор статей в периодической печати, в педагогических изданиях, на сайтах «Коллеги», «Копилка уроков», «Так-то ЕНТ», «Инфоурок», «Учительская копилка», пропагандируя свои находки, залицензировала 3 работы: учебно-методический комплект «Экономика для начинающих», «Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы», интеллектуальный конкурс «Умный совёнок».
Одна из форм представления мною своего опыта: теоретического и проверенного на практике, является оформление портфолио, которое отражает систему моей работы.
Совершенствуя свое мастерство, принимаю участие в районных, областных и республиканских конкурсах.
Являясь руководителем школьного МО моя задача - создать условия для непрерывного образования педагогов, оказать им методическую, консультативную помощь в организации самообразования.
В планы работы МО включаю вопросы, способствующие повышению уровня теоретической подготовки, овладению педагогами инновационными технологиями, а также обмен опытом, знакомство с новыми достижениями педагогики, изучение нормативно-правовой документации. Основными формами работы МО являются: заседания по вопросам методики обучения, воспитания и социализации обучающихся; открытые уроки и внеклассные занятия; доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, мастер-классы; проведение предметных недель, заседания «круглых столов».
Круглый стол
Являясь наставником молодым учителям, организую работу включающую совместное планирование, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, их последующий анализ. Это не только помогает в профессиональном становлении молодого педагога, но и стимулирует меня взглянуть по-новому на свою деятельность и оценку ее результатов.
Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Учителя образно сравнивают с губкой: “Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. Прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других.[3]
Литература:
1.Жумагулова Г.С. «Проблемы непрерывного экономического образования в Казахстане» Институт экономики и статистики г. Астана, Казахстан
- http://pedagogic-slovar.ru/description/obrazovanie%20vzroslykh/1538 3.https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2010/11/26/samoobrazovanie-pedagoga-kak-odno-iz-usloviy-ego
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кобзарь И. Н. Непрерывное образование как условие развития личности педагога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/51623-statya-nepreryvnoe-obrazovanie-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2024)- Групповые формы работы
- Формирование интереса к урокам физической культуры у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений
- Современный урок
- Формирование поведения
- Бюджетные инвестиции: понятие и порядок предоставления
- Повышение качества чтения и письма для младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ