статья Духовно – нравственное направление в инновационной деятельности образовательных организаций Малоярославецкого района
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.[1]
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие духовно – нравственная личность предполагает освоение и реализацию себя, своих прав и обязанностей по отношению к своей семье, коллективу и в целом, обществу. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. [2]
Инновационная деятельность в муниципальной системе образования – одно из важнейших направлений, так как она является фактором повышения профессиональных компетенций педагога, который выступает основным организатором нравственного воспитания учащихся. Вполне понятно, что деятельность педагогов, занимающихся воспитательным процессом (заместителей директоров по ВР, классных руководителей, социальных педагогов) в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на них воспитательных задач и педагогических функций.
Работа информационно – методического центра с образовательными организациями по инновационной деятельности осуществляется на основе сетевого взаимодействия, которое происходит через ресурсные, опорно–методические центры и инновационные образовательные организации.
Интересная работа проводится в ресурсном центре на базе детского сада комбинированного вида «Солнышко». Тема ресурсного центра «Театрализованное действие в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников». Актуальность темы заключается в формировании гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности. Формирования способностей к самовыражению были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Они диктуют необходимость поисков новых эффективных средств их реализации. И такие средства были найдены. Воспитатели с родителями организовали мастерскую, в которой изготавливаются ростовые куклы для театрализованных действий. В результате работы ресурсного центра созданы дидактические материалы по всем видам театра.
В районе существует массовое движение кадетов, через которое ведется большая работа по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности. В Гимназии г. Малоярославца работает ресурсный центр «Развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания». Одна из задач вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, для этого используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Гимназия города Малоярославца сотрудничает с органами внутренних дел, музеями города, библиотеками, общественными организациями. Обучающиеся в областном смотре строя и песни, а так же в областной военно–спортивной эстафете заняли первое место среди кадетов Калужской области.
Творческая группа Березовской основной школы считает актуальной тему «Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в школе». В рамках работы проводилось поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.
Педагоги вместе с обучающимися ведут исследовательскую деятельность, создают проекты: «История жизни и деятельности замечательных земляков», «Братская могила в деревне Березовка», «Поэты и писатели родного края», История деревни Березовка в лицах». Проект по благоустройству школьной территории «Красота своими руками», на областном слете трудовых объединений занял первое место в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура».
В результате такой работы, инновационные образовательные организации создают продукты: комплект методических рекомендаций, банк диагностических материалов, сборник электронных материалов. Материал используется в работе педагогами района.
Духовно – нравственное воспитание происходит через приобщение к традициям отечественной культуры. На базе Неделинской основной школы ведет работу опорно–методический центр по теме: «Духовно – нравственное воспитание на основе православной культуры». Программа, по которой работает опорно-методический центр, разработана в целях объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании. Создание программы является закономерным итогом многолетней работы школы и Храма Покрова Пресвятой Богородицы по воспитанию у школьников духовно-нравственных качеств.
Творческая группа педагогов Детчинской средней общеобразовательной школы начала работу ресурсного центра по теме «Воспитание как фактор социализации». Они считают, что важный фактор в воспитании - это развивать личностно-смысловую сферу, воспитывать у обучающихся знание своих гражданских прав и обязанностей, умение их реализовывать, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное содержание личности, а также создание социальной адаптации для обучающихся. Задачи научного и социального сотрудничества в условиях современной модернизации школьного образования педагогический коллектив школы решает через сотрудничество школы, организаций и учреждений: Школа Искусств, Дом культуры, Аграрный колледж, Агрофирма и другие предприятия района.
С целью обобщения и распространения педагогического опыта, в ноябре 2013 года информационно – методическим центром была организована и проведена Ярмарка «Инновации в муниципальной системе образования, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога».
В рамках мероприятия прошла общественная экспертиза инновационных продуктов образовательных учреждений Малоярославецкого района, а также была подготовлена выставка инновационных продуктов «Качество образования и инновации». В работе Ярмарки приняли участие педагоги из дошкольных и общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб. На Ярмарке были представлены инновационные продукты по следующим направлениям:
- инновации в общем образовании,
- инновации в воспитании,
- инновации в дошкольном образовании.
Изучив презентации образовательных учреждений, педагоги отдали свои голоса за один из представленных инновационных продуктов в каждом направлении.
Победителем в направлении «инновации в воспитании» стала инновационная площадка на базе Ильинской основной школы, которая работала по теме: «Традиция как воспитательная мировоззренческая основа духовно-гуманитарного образования». В процессе работы решалось несколько задач, одна из основных – патриотическое воспитание через бережное сохранение и развитие школьных традиций, которые переплетаются с историей нашей Родины, края, села и каждой отдельно семьи. Неслучайно сельская школа носит имя Подольских курсантов. Традиция памяти подвига Подольских Курсантов многие годы включала в себя Вахты Памяти к Дню памяти боёв на Ильинских рубежах, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. В ходе этих мероприятий школьники несут почётный караул, поздравляют ветеранов, поддерживают связь с Советом ветеранов Подольских пехотного и артиллерийского училищ, проводят трудовые десанты по благоустройству памятных мест села. Педагогический коллектив вместе с учащимися проводят митинги у дота лейтенанта Алёшкина, встречают гостей, становящихся друзьями и партнёрами в патриотической работе, из Обнинска, Подольска, Климовска, Латышино, Москвы, Калуги, Серпухова. Связь с ветеранами продолжается через благотворительный фонд «Подольских курсантов».
Все участники Ярмарки получили дипломы за вклад в развитие инновационного потенциала Малоярославецкого района.
Педагоги района отмечают, что система работы образовательных организаций по инновационной деятельности, которое осуществляется на основе сетевого взаимодействия, помогает саморазвитию педагога как воспитателя-исследователя. Конструктивное изменение на личностном уровне (развитие нравственного, творческого, психологического потенциалов учителя), совершенствование профессионального мастерства, повышение воспитывающего потенциала уроков и всех видов внеурочной деятельности как средства формирования духовно – нравственной и социально – активной личности обучающегося.
Работа ресурсных центров и инновационных образовательных организаций логически вливается в воспитательную систему района и оказывает значительную роль в духовно – нравственном воспитании обучающихся. Информационно–методический центр оказывает методическую поддержку инновационным школам в составлении программ, разработок методических рекомендаций и организации консультаций и семинаров для педагогов района.
Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы инновационной деятельности в воспитательном направлении образовательных организаций Малоярославецкого района.
Литература:
1. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
2. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». Педагогика.2008. № 9.-С.4
3. Кондаков А.М. «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования». – Педагогика.2008. № 9.-С.5
4. Колесникова И.А. «Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен». Педагогика.2008.№ 9.-С. 25
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Савченко н. А. Духовно – нравственное направление в инновационной деятельности образовательных организаций Малоярославецкого района // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/5184-statya-dukhovno-nravstvennoe-napravlenie-v-innovatsionnoj-deyatelnosti-obrazovatelnykh-organizatsij-maloyaroslavetskogo-rajona (дата обращения: 22.12.2024)- Создание интерактивных презентаций с использованием настройки анимации с помощью триггеров и специального действия макроса
- Реализация национального проекта «Музыка для всех» через педагогический бенефис (социальная технология
- Я особенный
- История заимствования в русском языке
- Профилактика незаконного оборота наркотиков в ВС РФ
- Технологии, применяемые на уроках по ФГОС
- Использование концептно - ассоциативного метода обучения на уроках литературы