статья Опыт работы здоровье сберегающих технологий в учебном процессе
Опыт работы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Мотоленко Анна Викторовна
Инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования.
Это подтверждает и статистика показателей здоровья:
1.Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Это означает, что ребёнок, пробыв 40 недель внутриутробно, не успел завершить все стадии своего развития и после рождения ещё не готов к жизни.
- 25-35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии»: они ещё не знают, что больны, и считают себя здоровыми. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. В 3-4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе.
- До 95% взрослого населения страны относятся к «третьему состоянию»,а 5%-хронически больны.
Суровый климат крайнего севера, нехватка кислорода лишь способствуют развитию заболеваний. Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм - отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ и в результате - общие тяжёлые расстройства здоровья и физического развития. У детей, проживающих в условиях крайнего севера, наиболее часто встречаются респираторные заболевания, головные боли и кровотечения из носовых пазух и т.д.
Исследования современных учёных-физиологов показывают, что одной из причин многих заболеваний детей дошкольного возраста является не умение правильно дышать через нос. Неудивительно поэтому, что у детей с нарушенным носовым дыханием часто развиваются различные заболевания и негативные явления:
- снижения респираторной функции носовых пазух;
- изменения в составе крови (уменьшение гемоглобина, сахара и кальция);
- расстройство физического развития;
- нарушения нервной системы;
- частые заболевания ангинами, назофорингитами и ларингитами;
- расстройство памяти;
- нарушения зрения;
- быстрое истощение защитных способностей дыхательных путей от попадания инфекций.
Это далеко неполный перечень тех нарушений и заболеваний, которые часто возникают как последствия расстройства нормального носового дыхания.
Проведя анализ заболеваний детей второй младшей группы на начало учебного года составляла 85% возникла проблема - как помочь детям и уменьшить количество болеющих детей респираторными заболеваниями?
В результате анализа в современной практике здоровьесберегающих технологий и методик, сделали вывод, что одной из наиболее эффективных является методика А.Н.Стрельниковой–дыхательная гимнастика. Эта гимнастика очень многофункциональна, она;
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие большую роль в кровоснабжении, в том числе и в мягкой ткани;
- Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- Улучшает дренажную функцию бронхов;
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- Налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
- Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.
Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кротчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Управление стрельниковской дыхательной гимнастики активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.и вызывает общую физиологическую реакцию всего организма. Одна из самых главных заслуг стрельниковской дыхательной гимнастики заключается в том, что восстанавливается нормальное физиологическое дыхание через нос.
Имеющаяся разработанная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой ориентирована на детей школьного возраста и взрослых. Для использования ее в дошкольном учреждении необходима адаптация предлагаемых упражнений с учетом физиологический особенностей детей дошкольного возраста.
Для этого были разработаны комплексы занятий дыхательной гимнастикой с детьми второй младшей группы, с учетом возраста детей.
На первых занятиях с детьми идет больше нагрузки на разминку, с добавлением по два упражнения на дыхание. В каждом последующем комплексе добавляются новые дыхательные упражнения. Во второй младшей группе занятие проходит в течение 15 минут, в средней группе длительность занятия до 20 минут. В старшей группе до 25 минут, и в подготовительной группе до 30 минут.
Занятия проводятся три раза в неделю с утра до завтрака, чтобы желудок был пуст.
Желательно проводить занятия на свежем воздухе, но условия крайнего севера не позволяют это сделать в зимнее время, но в теплое время года данные занятия необходимо вынести на свежий воздух.
Занятия дыхательной гимнастикой привели к положительному результату, на конец года заболеваемость детей сократилась на 50%.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мотоленко А. В. Опыт работы здоровье сберегающих технологий в учебном процессе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/52091-opyt-raboty-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 21.11.2024)- Мотивация на уроках технологии
- Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста
- Организация учебной и творческой деятельности учащихся младших классов в хореографическом коллективе
- Методы и приемы в подготовке выпускников к ГИА
- Методика развития двигательных способностей учащихся старших классов упражнениями с партнером
- «Алтын сақа» ертегісі
- Пути совершенствования обучения иностранному языку в контексте современного образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 17975 пользователей.
Отзывы