статья Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта как условие их успешной социализации
Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с нарушением интеллекта. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребёнку с нарушением интеллекта вхождение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни таких детей. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Практическая часть.
В своей работе я выбрала тему по самообразованию «Развитие творческих способностей детей в процессе ручного труда». По этой теме я написала программу и получила рицензию. Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
На своих занятиях я включаю различные виды творчества, которые очень нравятся детям.
- Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования (рисование свечой; рисование в технике набрызг, рисование на пене), ребятам очень нравится. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
- Другим из интереснейших видов деятельности, является работа с изготовлением различных цветов из фоамирана, гофрированной бумаги, и в технике квилинг.
- Особенно заинтересовала учащихся работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины. Квиллинг дарит школьникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости.
Квиллинг отлично успокаивает детей с различными психическими проблемами. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Полученные работы воспитывают у них чувства вкуса, воспитывает умения сочетать цвета.
- Бумага, картон– доступный для ребенка универсальный материал - нашел широкое применение в работе на наших занятиях. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в оформлении в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Через различные действия с бумагой, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
- Не менее интересны аппликации из природного материала: шишек, засушенные цветы, ветки деревьев. И из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Большой интерес на занятиях вызывает тема «Народная кукла». Эти куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Занятия по изготовлению народной куклы дают широкие возможности для развития у детей творческих способностей. На таких занятиях отсутствует понятие неудачи, неправильности выполнения куклы. Кукла каждого ребенка является особенной, неповторимой, как и сами дети. Дети испытывают чувство радости от игрового общения с куклой, легко вступают в диалоговое общение друг с другом.
На первый взгляд освоение данных техник с детьми с нарушением интеллекта кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи - поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друг другу, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки.
Результатом такого сотворчества становятся участие в школьных, районных, областных, международных конкурсах. По итогам участий дети получают грамоты, сертификаты, дипломы, которые складывают в свое портфолио.
Вывод.
Развитие творческих способностей, для детей с нарушением интеллекта, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с нарушением интеллекта, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Боглаева С. Р. Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта как условие их успешной социализации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/52909-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-s-narusheniem-intellekta-kak-uslovie-ikh-uspeshnoj-sotsializatsii (дата обращения: 21.11.2024)- Применение интерактивного метода проведения дифференцированного зачета по дисциплине Менеджмент
- Совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагога
- Особенности внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
- Методы разведения сельскохозяйственных животных
- Детский оркестр как средство формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- Сотрудничество семьи и школы в условиях реализации ФГОС
- Применение технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности) на уроке