статья Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ
«Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ»
Игнатова
Марина Владимировна,
директор КОУ ВО «ВЦППРК»
Тыртычная
Галина Николаевна,
методист КОУ ВО «ВЦППРК»
В сентябре 2017 года на базе Казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогический реабилитации и коррекции»(КОУ ВО «ВЦППРК) впервые для детей с ОВЗ и детей-инвалидов была открыта группа дополнительного образования, в которой бывшие выпускники(16-20 лет) занимаются по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Впервые в нашем центре для таких «особых» детей реализуется программа «Основы цветоводства и садового дизайна», а также программа по профориентации «Мой выбор». Дети с умеренной умственной отсталостью как правило имеют позднее развитие и значительное снижение интеллекта, а также - грубые нарушения всех сторон психики: моторики, памяти, внимания, сенсорики, речи, мышления, высших эмоций .
Закономерен вопрос, почему именно этот курс по цветоводству и садоводству был выбран для реализации с умственно отсталыми детьми. Причин много: 1) курс в какой-то мере удачно способствует коррекции и развитию психики «особого» ребенка; 2) подвигает ребенка к эстетике и экологии; 3) оптимизирует уровень уже имеющихся трудовых навыков и социально-бытовой ориентации;4) коррекционно-воспитательные возможности курса огромны для преодоления психолого-педагогических проблем у умственно отсталых детей.
Педагоги, работающие в группе с «особыми» детьми, используют различные формы, методы и средства обучения, что способствует развитию самостоятельности, трудолюбия, выработке умений, навыков социально-бытового характера. А также элементарные навыки будущей профессии мобилизуют личность ребенка с ОВЗ, заставляют объективно оценивать результаты своей деятельности. Профориентация способствует успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а сама тема выбора профессии является важной для подготовки детей с ОВЗ к полноценной самостоятельной жизни.
Администрацией КОУ ВО «ВЦППРК» задолго до начала учебного процесса были созданы условия для проведения занятий в группе дополнительного образования: полностью переоборудовано помещение корпуса №3. В кратчайшие сроки отремонтированы служебные помещения, сделан косметический ремонт помещения, закуплен необходимый инвентарь для лабораторных и практических работ, приобретена интерактивная доска, видеопроекторы, необходимая мебель и высавочный инвентарь.
В процессе обучения дети получают первые трудовые навыки садовника, знакомятся с навыками обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных растений. Практические работы формируют умения и навыки обращения с элементарным оборудованием. Особое место занимают практические работы, проводимые на учебно-опытном участке, труд позволяет упражнять все мышцы, координировать движения. Нельзя не переоценить практические работы для развития мелкой моторки пальцев. Например: сортировка семян, посев, заделка семян, пикировка, прореживание всходов, высадка рассады, прищипка растений и т.д. Так, в группе в образовательный процесс помимо чисто профессионального обучения активно внедряются элементы метода фототерапии( в частности - слайд-терапия), выступающие как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия:
- улучшает отношения, между обратившимися за помощью;
- снижает страхи и тревоги детей с ОВЗ;
- дает шанс переосмыслить и осознать жизненные события;
- дети с ОВЗ начинают замечать уникальную природную красоту;
- делает детей с ОВЗ уверенными в себе и своих силах.
В данный момент мы находимся только в начале пути. Много планов и много задумок.
Так, есть планы – привлечь к проведению занятий психологов на постоянной основе. Ввести в практику мультимедийные презентации, которые бы решали не только образовательные задачи, но и коррекционно-развивающие(корригировать мелкую моторику руки, развивать память, воображение, расширять словарный запас), а также воспитательные( умение слушать, выполнять требования взрослых, активизировать желание детей делиться своими впечатлениями, воспитывать доброе отношение друг к другу, к природе в целом).
В арсенале работы педагогов дополнительного образования обязательны «Рабочие минуты» - время, которое используется сугубо на профориентационную работу обучающихся по АДООП. В течение 20-30 минут на каждом занятии дети с ОВЗ узнают о профессиограмме садовника, о том, какие отношения возникают между работодателем и работником, какие есть ограничения профессиональной пригодности, что такое трудовой договор и т.д.
Мы помним, что в ответе за тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей помощи. «Научить человека быть счастливым- нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» -сказал А.С.Макаренко. Всегда следуем этому мудрому совету!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Игнатова М. В. Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/53445-proforientatsiya-kak-vedushchij-faktor-sotsialnoj-adaptatsii-rebenka-s-ovz (дата обращения: 21.11.2024)- Музыкальное воспитание в жизни детей
- Динамика развития дошкольного образования по физическому развитию с учётом реализаций требований ФГОС ДО
- Учебная мотивация в процессе обучения математике
- Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами онлайн сервиса LearningApps.org
- Создание интерактивных онлайн-плакатов на платформе TingLing
- Психофизиологические основы логопсихологии
- Методические рекомендации по использованию имеющихся в арсенале учителя средств взаимодействия с родителями учащихся общеобразовательных школ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3346 пользователей.
Отзывы