Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формы и методы работы на уроках физической культуры

Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В прин­ципе он может быть применен на основе любых физических упраж­нений при условии, что они поддаются организации в соответст­вии с особенностями этого метода.

В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допус­каемые правилами игры.

Играющим  предоставляется простор для творческого решения двигательных задач,  внезапное изменение ситуации по ходу игры  обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией  двигательных способностей.

В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отноше­ния типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей,  вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной  мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на за­нятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей  к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой  же способностью соз­давать положительный эмоциональный  фон и положительное отноше­ние к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой ме­тод.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о под­чиненном элементе общей  организации занятия,  во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий.

Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации  и проведения создают особый эмоциональный  и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных  возмож­ностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил  ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итог.

В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный  метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной  мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей,  вызывают сильный эмоциональный отклик  у  учащихся.Еще Р.Ф.Лесгафт,  говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься /12  /. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотомии и психического пресыщения.

Пер­вое характеризуется снижением активности, потерей  интереса к деятельности, развитием скуки и ослаблением внимания. Второе наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения, раздражительности,  озлобленности.

Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к воз­никновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим  поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания иг­ры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учите­лем, поэтому не все  учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревно­вания являются физическими упражнениями и на них распределяет­ся правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса  учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я устраиваю соревнования между группами учащих­ся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в мень­шей мере зависит от эмоций. В школе провожу достаточное количество внутришкольных мероприятий, многие из которых стали для нас традиционными:

- Золотая осень (для учащихся 1-11классов);

- Школьный турнир по баскетболу (9-11 классов);

- «Вместе с мамой, вместе с папой» (1-5 класс);

- «Румяные щечки» (начальные классы);

- «Футбол на снегу» (5-11 классы);

- Школьный турнир по волейболу (9-11 классы);

- «Рыцарский турнир» (мальчики 1-4 класс);

- «Веселые старты» (начальные классы);

- «Вместе веселей» (начальные классы + 10-11 класс);

- Школьный турнир по пионерболу (5-8 класс);

Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (36.00 kB)
Автор:
преподаватель физической культуры и НВП КГКП"Электротехнический колледж".
Дата публикации: 10.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мельницкий В. С. Формы и методы работы на уроках физической культуры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/54376-formy-i-metody-raboty-na-urokakh-fizicheskoj-kultury (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию