Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Внедрение инновационных методических подходов в собственную практику в преподавание и обучение истории Казахстана

Современная казахстанская школа живет сегодня идеями модернизации образования в контекстеглобализации и интеграции в мировое образовательное пространство. Образовательная политика РК ставит задачи: достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цели и задачи реформирования образования обоснованы в Послании Президента народу Казахстана: наше образование должно быть таким, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны в мировом сообществе. Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо воспитать конкурентоспособных личностей.
Сегодня инновационная педагогика ставит перед учителем четкие обязательства - быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником, который становится в подобных условиях ответственным за свое обучение. Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из – за среды, которую учитель создает на занятиях.
Инновационная педагогика рекомендует новые методические подходы в образовании, целью которых является развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса. Принципиальным для учителя является установление наличия у каждого ученика уникального подхода к решению различных вопросов. Роль учителя в данном случае – установить степень понимания учащимися вопроса, проблемы, ситуации и т.д., содействовать дополнению или трансформации этого понимания. Педагоги - новаторы утверждают: «Эти подходы – являются мостиком в настоящее будущее».
Выбор методов зависит от: общих целей образования, развития учащихся, особенностей конкретной дисциплины, темы урока, его задач, времени на изучение данного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных способностей, уровня материальной оснащенности, возможностей и особенностей учителя, мастерства, его личных качеств и опыта.
Именно сегодня в системе казахстанского образования введена уровневая переподготовка учителей по Программе НИШ. Сущность ведущих целей настоящей Программы НИШ, разработанная совместно с Кембриджским университетом заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе духовных, культурных, моральных ценностей, обучениикритическому мышлению, позволяющему использовать знания в жизненных ситуациях, развивать необходимые знания и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире.
Таким образом, реорганизация системы среднего образования в республике предполагает, как стартовую основу, переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода.
На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль учителя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы ученика, скажем больше – выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у учеников критериев, целей и задачи способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.
В моей практике огромную роль играет самостоятельная деятельность учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Каждый учитель, работая с детьми, ведет свое наблюдение и ставит цели как достичь того или иного результата. Лично на моем опыте: учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формировании целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
На сегодняшний день, я как сертифицированный учитель 3 базового уровня, в своей педагогической деятельности использую идеи новой Программы НИШ. Программа, будучи в своей основе конструктивистской, устанавливает перед компетентным учителем четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником, т.е. умение добывать знания самостоятельно. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
- дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
-планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;
-постепенное отдаление учителя и занятие им позиции наблюдателя;
- переход от контроля учителя к самоконтролю;
На уроках истории самостоятельная работа является одним из путей активизации учащихся на уроке, развития их мыслительной деятельности. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течении всего периода обучения. В педагогической деятельности мною используются 7 модулей Программы НИШ.
Мои уроки планируются посредством обучения в условиях коллаборативной среды, создания и поддержания, которые продолжаются в течении всей учебной деятельности. На уроках используется в основном групповая работа, на закрепление материала учащиеся работают в парах, а также проводится работа индивидуально с каждым учащимся, учитывая его возрастные особенности. Такой подход реализует одновременно два модуля: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение с учетом возрастных особенностей», применялись разные формы и приемы через различные упражнения и задания, работа с постерами, в группах, «дерево знаний», «ромашка знаний» через дифференцированный подход. Основные этапы урока настроены на личность ученика, на активизацию мыслительной деятельности и развитие критического мышления.
Во всех уроках важнейшее место в планировании занимает рефлексивная деятельность учащихся, осуществляемая через такие приемы, как самостоятельное определение цели урока и критериев успеха, самооценивание, взаимооценивание, прием «футбол». Данные приемы влияют на развитие личностных качеств ученика, реализуют принципы модуля «Оценивание для обучения» и «Оценивание обучения».
Все свои уроки я стараюсь построить с использованием модуля критического мышления. Проблемные вопросы различного характера, приемы развития аналитической деятельности учащихся: мозговой штурм, «дерево знаний», «ромашка знаний», «футбол», «метод Сократа», исследовательская беседа, 6 шляп и т.д., при этом реализуются информационные коммуникативные технологии.
На всех этапах уроков системная работа с талантливыми и одаренными учениками, т. е. индивидуальные задания по Блуму, применяются через дифференцированный подход, «помощь другу», «объясни напарнику» и др.
По моим наблюдениям, при использовании всех 7 модулей, создается коллаборативное обучение, где учащиеся меняются своими идеями, взаимодействуют и взаимообучаютсядруг с другом, принимают коллегиальное решение, развиваясь творчески, интеллектуально, а также улучшая коммуникативные навыки.
Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это, прежде всего средства решения образовательных задач в школе. Поэтому данные методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной программы.
Таким образом, в основе инновационных подходов лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и возпроизводимости обучающего цикла.
В образовании инновационные методические подходы – это инструментарий или процесс использования некоторых методик и средств обучения. Под инновационными методами подразумевается сложная система, включающая в себя многоуровневую организацию педагогической деятельности, связанную с такими понятиями как мастерство, искусство, выводящее учителя на более высокий уровень педагогического осмысления, в ходе которого определяются оптимальные сочетания организационных форм обучения, содержание в связи с целеполаганием, со смысловыми установками.
Использование инновационных методических подходов как средства обучения позволяет намного повысить его эффективность, критериями которого выступают не только знания, умения и навыки, но и развитие личности ребенка в целом.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (28.23 kB)
Автор:
Учитель истории и обществоведения
Дата публикации: 09.02.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Алексеенко Ж. М. Внедрение инновационных методических подходов в собственную практику в преподавание и обучение истории Казахстана // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/5502-vnedrenie-innovatsionnykh-metodicheskikh-podkhodov-v-sobstvennuyu-praktiku-v-prepodavanie-i-obuchenie-istorii-kazakhstana (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию