статья Проблема нарушений речи у детей
Статья на тему: Проблема нарушений речи у детей.
Уважаемые родители! Хочу вас познакомить с вечной проблемой, которая мучает многих из нас, с проблемой нарушений речи у детей.
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Все родители с нетерпением ждут, когда ребёнок научится говорить. Со временем нас начинает волновать ещё вопрос о том, как именно он говорит: правильно ли выговаривает буквы, богат ли его словарный запас, легко ли понять сказанное. Разобраться с возникающими проблемами и скоррегировать их поможет специалист – учитель-логопед. Многих интересуют причины нарушений речи у детей. Факторов немало. Они могут быть внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие: внутриутробные патологии, наследственность, родовые патологии, заболевание первых лет жизни, физиология речевого аппарата, неблагоприятные социально-бытовые условия. Чтобы определить точные причины нарушения речи, может потребоваться не только консультация логопеда, но и невролога или ЛОР-врача.
Поводом для беспокойства послужит, если у вашего ребёнка сложности с произношением, грамматическим строем речи, бедность словарного запаса, порывистая, невнятная или прерывистая речь. Этими проблемами занимается и медицина, и психология, и педагогика, поэтому эффективность логопедической коррекции зависит, как правило, от квалификации врача, который её проводит. Заметим, что на фоне проблем с речью, слух ребёнка может быть в пределах нормы, как и его интеллектуальный уровень.
Все нарушения речи, с которыми чаще всего сталкиваются родители, делятся на 3 группы. Первая группа – фонетические нарушения. Это означает, что ребёнок не может правильно произнести некоторые звуки. Причин может быть несколько: неправильный прикус, расположение зубов, физиологическая незрелость. При этом ребёнок хорошо понимает речь и распознает звуки на слух. Вторая группа – фонематические нарушения. К ним относится неразличение на слух звуков, состава слова. В этом случае слова произносятся с искажением, вместо одного звука произносится другой. И третья группа – общее недоразвитие речи. В этом случае у ребёнка нарушена структура языка, возникает аграмматичная речь. Т.е. ребёнок может сказать вместо «моя кровать» - «мой кровать», вместо «сковорода»-«скоровода». Существует также темпо-ритмические нарушения речи (заикание, замедленная речь-брадилалия или ускоренная –тахилалия).
Понятно, что степень тяжести этих нарушений различна. К самым простым относятся фонетические нарушения речи. Они не влияют на общее развитие ребёнка. Фонематические нарушения более серьёзны. В этом случае дети тратят много времени и энергии на распознавание слов. Это мешает им развиваться с той быстротой, на которую они могли бы быть способны. Самый тяжёлый случай - нарушение структуры речи. Здесь справится без помощи квалификационного специалиста невозможно.
В каком же возрасте ставится тот или иной диагноз? Вообще, ребёнок должен начать говорить в 2 года. При этом, говорить фразами. Фразы могут быть неправильными, произнесение слов тоже. Но фразы все равно должны в речи присутствовать. А вот если его речь состоит только из слов вроде «абака» (собака), то стоит уже задуматься. В этом случае обычно ставится диагноз «задержка речевого развития». В 3 года ребёнка ещё раз смотрит логопед, и именно тогда уже может быть поставлен диагноз-фонетическое, фонематическое нарушение или общее недоразвитие речи.
Многие логопеды отказываются заниматься с детьми до 5 лет. Всё зависит от диагноза. До 5 лет ребёнок имеет полное право не произносить шипящие и сонорные звуки («л» и «р»). Более того, попытка обучить его правильно произносить «р» до 5 лет может кончится печально. Дело в том, что мышцы языка ребёнка ещё физиологически не готовы к правильной работе, они либо расслабленны, либо напряжены. В результате, пытаясь произнести «р», ребёнок начинает вибрировать не языком, а либо губами, либо щеками. И отучить его от этой привычки будет крайне сложно. Другое дело, если ему поставлен диагноз фонематическое нарушение или общее недоразвитие речи. В первом случае с ребёнком обычно начинают заниматься с 4-х лет, а во втором- с 3-х лет. Именно в возрасте с трёх лет закладывается понимание и восприятие структуры языка – самое время для коррекции тяжёлых нарушений.
Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаю: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь. Поэтому к логопедической проблеме ребёнка, каковы бы она ни была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьёзностью.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
И. О. Проблема нарушений речи у детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/55138-statya-na-temu-problema-narushenij-rechi-u-detej (дата обращения: 21.11.2024)- Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с нарушениями интеллекта
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРА-НИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
- Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии
- Дифференцированный подход в обучении экологическим основам природопользования
- Методика изучения арифметических действий по программе Школа-2100
- Формирование здорового образа жизни дошкольников
- Коррекционная направленность самоподготовки с воспитанниками школы-интерната как важнейшее условие развития личности ребенка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6747 пользователей.
Отзывы