Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у учащихся способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу ставится коммуникативно – речевая направленность процесса познания.

Для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.

Большое внимание следует уделить развитию коммуникативной компетенции школьников, поскольку она не только вооружает  их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических процессов на более высокий уровень функционирования – осознанности и  произвольности.

Призвание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения,  традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование у школьников основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного,  убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего,  который не только имеет знания,  но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью это необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаю развитие речевой деятельности.

Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью,  на саморазвитие и становление ученика, как личности.

В арсенале методики имеется большое количество исследований по развитию устной и письменной речи учащихся (К. Д. Ушинский, Ф. И. Буслаев, А. М. Пешковский, М. А. Рыбникова и др.).

В настоящее время проблема речевого развития школьников рассматривается в трудах Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, М. М. Разумовской,  М. Р. Львова и др.

Вопросам восприятия и порождения речи, развития языковых способностей посвящены психологические и психолингвистические исследования Л. С. Выготского, А. М. Шахнаровича, А. А. Леонтьева и др.

Вопросы речевого развития, формирование коммуникативных умений и навыков всегда были актуальными в методике обучения русского языка.

Коммуникативность в нашем понимании -  это свойство речи, в котором проявляется способность учащихся связно, полно, последовательно и логично, подробно и сжато излагать полученный текст, самостоятельно создавать свой на основе отнесенности его к определенному функционально – смысловому  и стилевому типу речи, выделения главной мысли, ее соответствия теме и правильного использования языковых средств в устной и письменной формах.  В основе коммуникативной компетенции лежит речевая деятельность.  

Таким образом, вопросы речевого развития, формирования коммуникативных умений и навыков находятся в центре пристального внимания ученых разных отраслей науки. На современном этапе в методике провозглашена установка на коммуникативность, системность, развивающий характер обучения, в связи с чем вопросы совершенствования речевого развития учащихся приобретают первостепенное значение.

Методологическую основу проекта составляют положения о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о единстве теории и практики в обучении.

Сущность инновационного проекта заключается в использовании инновационных образовательных технологий: системно – деятельного подхода в обучении, педагогике сотрудничества, ИКТ, игровых, технологий развития критического мышления, которые я использую на своих уроках. Сотрудничество с педагогами и детьми, организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий – это усиливает практическую направленность обучения русскому языку.  Изменения в развитии коммуникативной компетентности позволит реализовать творческий потенциал школьников, развивать речевую деятельность на уроках русского языка,  способностей личности, используя новые,  нестандартные методы и формы уроков с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей.

Система моей работы строится на комбинации элементов инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения ( технология развития критического мышления, метод проектов, групповая работа на уроках русского языка)  и использовании информационно – коммуникативных технологий в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык.  Благодаря этому, на уроках создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности и творческих способностей учащихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем – вот пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, осмысленное отношение к приобретению новых знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении и четко выявляются мотивы познавательной деятельности.

На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно, строить свои высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами, в соответствии с целью,  содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся, как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что это тесно взаимосвязано.

Преемственность упражнений состоит в том, что каждая новая работа представляет собой шаг вперед от уже усвоенного, она опирается на предыдущую. Важно, чтобы в каждой работе ученики овладевали небольшим новым умением, учились использовать новые приемы оформления своих мыслей. Перспективность системы – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые встретятся учащимся в дальнейшем обучении.

Прививать интерес к школьному курсу “Русский язык”, ввести детей в мир науки о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать ценность русского языка -  вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем преподающим этот предмет.

Список литературы.

  1. 1. Ушинский, К.Д. Родное слово : Книга для учащих : Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» : Год первый /К.Д. Ушинский. – 1861.
  2. 2. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М., 2002.
  3. 3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. 4. А. М. Пешковский. Лингвистика. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. (сост. и науч. ред. О. В. Никитин) — М.: Высшая школа, 2007.
  5. 5. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  6. 6. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  7. 7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.62 kB)
Автор:
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" Оренбургской области Бугурусланского района
Дата публикации: 10.03.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Яшина Г. А. Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/55554-statya-razvitie-rechevoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-urokakh-russkogo-yazyka (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию