статья Гендерные принципы построения системы физического воспитания учащейся молодежи
ГЕНДЕРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Выделение на уровне государственной политики приоритетов личности во всех сферах общественной жизни сформировало новые требования к специфике физического воспитания. Цель, которого настоящее - не "однобокое" "формирование физического в человеке", которое было присуще раньше советской, да и украинской системе физического воспитания, а разностороннее формирование человека через развитие и гармонизацию его физического и духовного потенциала, подтверждает реализация Закона «Об образовании» и выполнение нормативно-правовых и других актов Министерства образования и науки Луганской Народной Республики (ЛНР).
Особого внимания в условиях гуманизации процесса физического воспитания как сферы интеграции "человекотворческого потенциала" образования, физической культуры и спорта требует разработки основ гендерного подхода в процессе физического воспитания.
Современный уровень развития гендерных исследований в мире позволяет, безусловно, говорить о гендерном подходе как об особом теоретическом направлении в социальных науках, который ориентирован на формирование и утверждение политики равных, независимых от пола возможностей самореализации человека в различных сферах социальной политики. В контексте данной темы обратим внимание именно на эту особенность построения образовательной политики, предусматривающей важность достижения адекватной физической подготовленности девушек, поскольку они связаны в большей степени с трансляцией физических (телесных) ценностей новому поколению [3, с. 27-29].
Стоит также подчеркнуть, что изменения, происходящие в практике физической культуры, иногда приводят к непредвиденным социальным последствиям, которые обусловлены физической и психической неподготовленностью женской молодежи к этим преобразованиям, к новым условиям существования и социальных отношений.
Анализ документов, наблюдение, материалы опросов позволяют утверждать, что современное состояние физической культуры демонстрирует противоречивую картину в области гендерного равенства в физическом воспитании в системе образования ЛНР. С одной стороны, высокий процент контингента девушек в числе студентов средних профессиональных учебных заведений, а с другой подчиненность стандартно - нормативным отношениям, зависимость от результатов выполнения нормативов, рост негативных эмоций, угасание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Исследование и решение всех указанных проблем - очень сложная задача. Сложность его заключается еще и в том, что в настоящее время существует серьезная проблема несоответствия типичных для многих преподавателей физической культуры командно-авторитарных методов педагогического руководства (и нередко деструктивных форм взаимодействия со студентами) потребностям современной гуманистически ориентированной системы физического воспитания.
Поэтому возникает насущная необходимость в новых методических подходах и способах решения гендерных проблем на пути создания эффективной системы воспитания физической культуры. Если методология гендера основана на принципе симметричного конституирования мужского и женского в культуре, то казалось бы необходима, такая же симметрия и в области физической культуры. Однако последние исследования в области медицины, психологии, социологии дают основание утверждать, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, они выполняют действия, пользуясь различными жизненными правилами. Мы не одинаковы. Поэтому мужчинам и женщинам должны быть представлены равные права по полной реализации своего потенциала, но, безусловно, с учетом их различных врожденных способностей. Достижение гендерного равновесия предполагает необходимость использования в учебном процессе по физическому воспитанию специальных технологий, которые бы учитывали специфику женской физиологии и психологии, и предусматривали создание механизмов облегчающих допуск женщин к специальностям являющимся преимущественно мужскими [4, с. 41-43].
Исходя из сказанного, считаем, что работа по определению гендерной стратегии в процессе физического воспитания студенческой молодежи должна находиться в поле зрения специалистов, несмотря на отсутствие в специальной литературе информации, посвященной этому вопросу. Таким образом, разработка данной проблемы остается актуальной.
В проведенном нами, в 2016-2017 учебном году, исследовании приняли участие 119 студенток І-ІІ курсов специальности «Сесринское дело», «Акушерское дело» Луганского отделения медицинского колледжа ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Гендерный индекс человеческого развития - это установленные Организацией Объединенных Наций показатели, отражающие положение в стране мужчины и женщины в таких базовых направлениях человеческого развития, как возможность вести здоровый образ жизни и долго жить. Об изменении отношения студентов к занятиям по дисциплине «Физическая культура", о повышении гендерного индекса можно с уверенностью судить по уровню сложившихся у них ценностных ориентаций и мотиваций в сфере данной деятельности.
На основании анализа собственных наблюдений мы определили, что наиболее выраженными были мотивы: укрепления здоровья; необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру; воспитание культуры движений; повысить физическую подготовленность; воспитывать волю, характер; рационально использовать свободное время; возможность снять усталость, повысить работоспособность, получить хорошую оценку по дисциплине «Физическая культура".
На наш взгляд, важное методологическое значение для исследования гендерной стратегии в процессе физического воспитания имеет выяснение факторов, обусловливающих негативное отношение студенток к активным занятиям физическими упражнениями. В процессе исследования мы пришли к выводу, что одна из причин, отказа девушек от занятий физической культурой и спортом связана с неправильным восприятием ими понятий "физическая культура" и "спорт".
По данным анкетного опроса нами установлено, что в значительной мере нелюбовь многих девушек к занятиям физическими упражнениями связана с имиджем спорта как агрессивной или мужской деятельности, с опасением, что эти занятия сделают их непривлекательными, мускулистыми, мужеподобными. Хотя американскими исследователями доказано [1, с. 37-39], что у женщин значительно меньший, по сравнению с мужчинами, уровень тестостерона и практически отсутствуют андрогенные гормоны, поэтому среднестатистическая женщина не может развить гипертрофированные мышцы, конечно, если не будет принимать анаболические стероиды.
Полученные нами данные позволяют также сделать вывод о том, что к развитию мышц тела девушки имеют двойственное отношение, которое становится негативным, если в основе физической подготовки лежит силовая тренировка. Так только 17% респондентов такие слова, как "тренировка" и "физическая подготовка", способствуют формированию позитивного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, вместе с тем, эти же слова пугают или отталкивают от занятий 83% опрошенных. С помощью корреляционного анализа и построения таблиц сопряженности нам удалось найти взаимосвязи, позволяющие рассмотреть некоторые факторы, которые формируют негативное отношение девушек к систематическим занятиям физической культурой. Среди этих причин, кроме уже приведенных выше, назовем социальное и материальное положение, возраст, болезни, недостаток времени, отсутствие вблизи дома спортивных сооружений. Боязнь иметь мускулистое тело, нежелание родителей и родственников, отсутствие доступной по цене спортивной одежды, обуви и интересных спортивных программ, высокую стоимость занятий и просто отсутствие всяких мотивов, лень и т.п.
Все изложенное логично приводит к мысли, что занятия по физическому воспитанию не должны быть гендерно-нейтральными. Следует также подчеркнуть, что на гендерную социализацию влияют стиль преподавания и общения во время проведения занятий. Собственно сама организация учебного процесса по физическому воспитанию должна предусматривать открытость и гибкость, возможность альтернативных решений в процессе физического совершенствования девушек наряду с традиционными формами и средствами физического воспитания.
Гендерное равенство предполагает наличие равного степени безопасности участников учебного процесса по физическому воспитанию, вот именно в этом, по нашему мнению, кроется принципиальное отличие и специфика решения проблем физического совершенствования девушек. Ввиду ограниченности статье мы остановимся только на некоторых особенностях выполнения отдельных физических упражнений, которые очень травмоопасны для девушек.
Например, глубокое приседание, когда тазобедренный сустав опускается, ниже коленного сустава приводит, как показывают исследования проведенные Майклом Дж. Алтером и его коллегами из университета Сан-Диего [1, с.251-253], к ущемлению у девушек органов малого таза. Следует также подчеркнуть, что такие глубокие приседания способствуют завороту стопы внутрь, что обусловливает развитие плоскостопия. Абсолютным противопоказанием является наклон головы назад, так как при этом ущемляется внутренняя сонная артерия. На основании своих наблюдений и анализа других исследований мы определили, что наиболее рационально для девушек выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях. Поскольку известно, что естественная слабость мышц туловища у девушек, преимущественно спины и брюшного пресса, способствует неодинаковой натяжения мышц и неправильной содержанию тела, что может привести к деформации костной ткани позвонков или стойким нарушением их взаимного расположения. Полагаем, что именно этому, девушки при сдаче государственных тестов физической подготовленности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа получают очень плохие результаты, поскольку это исходное положение создает дискомфортные ощущения при их выполнении и срабатывает рефлекс самосохранения.
По нашему мнению, именно сейчас необходимо вспомнить, что неудовлетворительное выполнение студентами на протяжении многих лет государственных тестов оценки физической подготовленности населения «незалежной» Украины, дает основание полагать о вынужденной подгонке личности под, как правило, усредненные, спущенные сверху нормативы, без учета гендерного аспекта. Что явно противоречит идее свободы личности и гуманизации принципов воспитания и отнюдь не способствует приобщению девушек к сфере физического совершенствования.
К числу причин, которые увеличивают физический риск, можно отнести формальное отношение преподавателей физической культуры к инструктированию студентов по вопросам безопасного выполнения физических упражнений. Игнорирование надлежащей страховки во время выполнения упражнений, использование оборудования не прошедшее испытания или непригодного к эксплуатации. Нарушение требований безопасности и санитарии в местах проведения занятий (использование непригодных строительных материалов, недостаточное центральное отопление и вентиляция спортивных залов, их малая площадь и т.п.). Конечно, при таком подходе процесс физического воспитания теряет гендерную направленность.
Современность требует поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, разработке новых педагогических подходов к физическому воспитанию девушек, объединяющие систему новых принципов и категорий, которые обеспечат гендерную политику в области физического воспитания.
Ключевыми позициями гендерного обновление содержания физического воспитания должны стать демократизация и гуманизация его основных положений, развитие социокультурных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое усвоение ценностей физической культуры. Поэтому рассматриваемая нами проблема не простая и требует глубокого и детального исследования и уточнения.
Для этого необходимо: преодолеть педагогический авторитаризм в системе физического воспитания, восстановить демократические традиции и идеалы физкультурного движения; освободить систему физического воспитания от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса, творчество и инициативу преподавателей; устранить отчужденность системы физического воспитания от общественной жизни, развитие личности и культуры, построение новых отношений между педагогами и студентами на основе содружества и доверия [2, с. 88-95].
Непременной гарантией гендерного подхода в процессе физического воспитания и решения, рассмотренных противоречий является, на наш взгляд, кардинальное изменение содержания физического воспитания, создание новой системы представлений о цели и задачах, формах и методах укрепления здоровья студенческой молодежи и пути их физического совершенствования. Исходя из этого, мы предлагаем специфический процесс физического воспитания девушек, который позволил бы формировать общечеловеческие, нравственные, духовные ценности и нормы поведения. Опираясь на данные современных исследований по вопросам гендерной политики, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа собственного опыта, мы выделили следующие основные принципы: определение системы положительных мотивов, побуждающих девушек к активной физкультурной деятельности; организация учебно-воспитательной деятельности по физическому воспитанию, которая бы обеспечила достаточный уровень гуманизирующих и культуроформирующих функций, соотношения духовного и телесного, физического и психического в становлении личности студенток; формирование эмоционально-воспитательной сферы, способной содействовать успешному течению процесса воспитания физической культуры студенческой молодежи.
Подводя итоги сказанному об актуальности гендерного подхода в процессе физического воспитания, следует отметить, что для достижения наиболее эффективных результатов в осуществлении данного процесса, стоит прислушаться к таким рекомендациям. Собрать и обобщить полный банк данных о травмобезопасных упражнениях в процессе физического воспитания девушек, создать систему мер, направленных на то, чтобы каждый преподаватель овладел техникой культивирования удовольствия от успехов, удовольствия, радости (а это непременное условие эффективного процесса) во время занятий физическими упражнениями. Разработать учебные программы, учитывающие естественное возрастное физиологическое развитие девушек и обеспечивали широкое применение форм и средств физического воспитания, влияющие на их эмоциональную сферу. Осуществлять постоянный контроль и широко использовать различные виды поощрений, похвал и тому подобное.
Исходя из такого понимания проблемы, предлагаем направить усилия на модернизацию содержания физического воспитания, которую необходимо начинать не с переформулирования цели, не макияжа технологий. А с широкого внедрения в учебный процесс по физической культуре инновационных технологии, ритмопластических форм, методов и средств физического воспитания, имеющих механизмы влияния на внутреннюю сущность девушек, их духовность, выразительность, эмоциональность.
Учитывая то, что гендерная политика рассматривается как важный показатель демократизации общества, условием успешной её реализации должна стать новая система воспитания физической культуры юношей и девушек. И мы делаем первые шаги в этом направлении.
Литература
1. Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. – К.: Олимпийская литература, 2001. – 421 с.- 2. Голованова Т.П. Цели, задачи и содержание педагогики гендера /Т.П. Голованова //Проблемы образования: метод. сб. /Кол. авт. М.: Науч.-метод. центр высшего образования, 2002.- Вип.27. - С.88-95.
- 3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека /Л.И.Лубышева. - М .: ГЦИФК, 1992. - 120 с.
- 4. Психолого-педагогические аспекты гендерного воспитания в условиях учебного заведения: Тезисы докладов на научно - практической конференции 17-18 апреля 2002 г. -Винница, 2002. - 84 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бабешко А. П. Гендерные принципы построения системы физического воспитания учащейся молодежи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/55778-gendernye-printsipy-postroeniya-sistemy-fizicheskogo-vospitaniya-uchashchejsya-molodedi (дата обращения: 21.11.2024)- Работа с текстовой иллюстрацией на уроках литературного чтения
- МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Обучение и психологическое развитие личности. Мотивы учебной деятельности. Психологические основы образовательных технологий
- Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие интереса к предмету через деятельностный подход в обучении
- Профилактика вредных привычек и правонарушений у детей и подростков
- Как общаться, чтобы ребенок Вас слышал, и как слышать самому
- РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12555 пользователей.
Отзывы