статья Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.
Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь, на школу
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся.
Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить школьников рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Творческая биология» в 7 класс ведётся в МБОУ ООШ №5 с 01.09.2017г.
Основные принципы, на которых построен курс, это научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель курса внеурочной деятельности «Творческая биология»: создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой природы, как биосистеме, об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды;
Задачи:
-способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность.
- развивать у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности.
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для индивидуального развития ребенка.
Принципы организации модели внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся,
-преемственность с технологиями учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
Реализация модели будет способствовать:
-овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
Таким образом, актуальность данной модели обуславливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
-побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- 1. вести устный диалог на заданную тему;
- 2. участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.
Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя следующие этапы:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление исследований;
6) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.
Этапы исследования
Первый этап - этап погружения.
Прежде всего, начиная исследование по теме, необходимо пробудить в учащихся интерес к теме урока – исследования, подвести к тому, чтобы учащиеся сами назвали тему исследования.
Постановка проблемы исследования Формулирование цели исследования (ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы).
Задачи – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
Второй этап – деятельность учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи.
Третий этап - интерпретация полученных данных.
Обучающиеся обобщают всё то, что они узнали или исследовали
Четвёртый этап - выводы по результатам исследовательской работы, оформление.
Пятый этап - подведение итогов проведённого исследования.
Шестой этап – рефлексия. Рефлексия помогает ученикам оценить свои возможности, лучше понять себя, осознать трудности.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости детей. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Темы работ, учащиеся чаще всего выбирают из нескольких рекомендуемых мной, но бывает, и выбирают сами. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Ребёнку можно предложить либо индивидуальные работы, где каждый работает сам, либо групповые, где роль и направление деятельности каждого участника оговариваются и чётко обозначены.
Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем.
В своей практике я использую несколько видов деятельности:
- 1.Информационные , предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
- 2.Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
- 3.Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, медицинский кабинет, библиотека, спортивный зал. Школа располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. В кабинете биологии имеется компьютер, проектор, экран, телевизор, дивиди, микроскопы, наборы микропрепаратов.
Информационное обеспечение
Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу
Ожидаемые результаты
-Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности;
-навыков здорового образа жизни;
Трудности и проблемы при реализации программы:
Вся система работы по внеурочной деятельности даёт обучающимся возможность свободного выбора программ, кружков, которые близки им, отвечают внутренним потребностям. При большой насыщенности возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей должна является приоритетным направлением деятельности школы. На занятиях должна проводиться работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
В результате работы я убедился в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно- познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя);
В своей деятельности по биологии учащиеся активно используют возможности информационных технологий: поиск и обработка информации, создание презентаций.
Рассмотрев опыт исследовательской деятельности, можно подтвердить гипотезу о том, что использование исследовательской деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. В каждом исследовании есть та «изюминка», которая придаёт значимость исследованию, мотивирует обучающихся на личные открытия, а уроки делает неповторимыми и своеобразными. В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. В результате проводимой работ повышается интерес к предмету, раскрывается личный потенциал каждого ученика, что соответствует актуальным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.
«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!». Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто любить каждого ученика. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Таким образом, исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Показателем результативности внедрения данного педагогического опыта является анализ проведённой работы за последние несколько лет.
Проанализировав свою деятельность, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка». Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Чебаненко Е. Д. Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/56364-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-biologii-i-vo-vneurochnoe-vremya-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-dejstvij (дата обращения: 14.11.2024)- Взаимодействие трёх видов искусства
- Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
- Эстетическое воспитание подростков на уроках гуманитарно - эстетического цикла: ИЗО, музыка, технология
- Сохранение здоровья обучающихся в ГПД
- Национальное воспитание на основе народных традиций на уроках литературы и во внеурочной деятельности
- Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе с применением компьютерных программ
- Типология уроков в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6595 пользователей.
Отзывы