статья Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации
Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации.
Становление речи у детей с отсутствием слуха происходит с опорой на другие сохранные анализаторы – зрительный и двигательный. В процессе обучения их речевому общению у детей с нарушением слуха формируется умение овладевать устной речью на основе зрительного восприятия. Как известно, звуковой язык возник около 30-50 тысяч лет назад. С тех пор словесная система (вербальная) является основным средством общения в человеческом обществе. Столь же древнее общение людей с помощью жестов. Учёные считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т. е. люди общались жестами раньше, чем научились говорить. Нужно отметить, что жесты очень часто (если не всегда) участвуют в межличностном общении. Используются они по –разному, в зависимости от целей и ситуации общения. Жесты могут выступать в роли самостоятельных реплик. Например, на вопрос: «Можно взять книгу?» - собеседник делает жест, выражающий разрешение, соглашение. Широко используется жест «всплеск руками», передающий значение удивления. Зачастую жесты сопровождают словесный текст, сообщая недостающую в нём информацию. «Дайте мне, пожалуйста, вот такую (жестом показывается ширина) ленту. Высказывания разговорной речи являются результатом взаимодействия вербальных и невербальных компонентов, причём вербальный (словесный) является основным составляющим компонентом, а совокупность жестов, используемых в качестве невербальных компонентов в высказываниях разговорной речи, не составляет самостоятельной коммуникативной системы. Особая область использования жестов – это искусство (пантомима, опера, драма). Они являются только составной частью языка в системе общения актёра с публикой. А вот жесты, применяемые на транспорте, в армии, в спорте – это самостоятельные невербальные системы общения. На транспорте набор жестов включает распоряжения постовых регулировщиков и сигналы водителей. Жестовые сигналы водителей обязательны, когда у транспортного средства отсутствуют или не работают световые указатели поворота и торможения. Итак, в армии, в спорте, на транспорте применяются кинетические (двигательные) системы, состав которых узаконен, нормативен. Такие системы самостоятельны, хотя имеют конкретное назначение и строго ограниченную область применения. Но существуют более универсальные и сложные по строению жестовые системы. Сюда относятся жестовые системы общения некоторых племён северо-американских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских сообществ, принимающих обет молчания и дактильную и жестовую речь глухих. Жестовая речь индейцев и австралийских аборигенов имеет собственную грамматику и обеспечивает удовлетворение нужд в той среде коммуникации, для которой предназначена. Все жестовые системы (кинетические)различаются по структуре: по составу, принципам устройства, уровню коммуникативной самостоятельности и функциям (сфера и частота использования). Дактильная речь – движение пальцев рук обозначают не сами явления и предметы окружающего мира , как у индейских племён, в искусстве, а буквы алфавитов языков разных национальностей. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка: русского, английского, немецкого и др. Таким образом дактильная речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей и родителей) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Рассматривая особенности различных жестовых систем, мы выяснили, в чем их различие, в чем сходство. Еще раз подчеркнем: главное, что объединяет эти системы, — способ передачи и восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т. д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т. д. Например, судья вовремя хоккейного матча одновременно исполняет два жеста: правую руку с двумя вытянутыми пальцами поднимает вверх (это означает удаление с поля на две минуты), а левую протягивает в направлении провинившегося игрока. Такие высказывания широко распространены и в жестовой речи глухих. К примеру, сообщая, что торшер находится над креслом, глухой рассказчик, левой рукой выполняет жест КРЕСЛО, а правой — ТОРШЕР. Руки располагаются таким образом, что собеседник, воспринимающий информацию визуально, получает все сведения о пространственном положении предметов. Понятно, что в словесном языке такой способ — одновременное произнесение двух слов —совершенно невозможен. Общность двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения — одна из причин наличия в некоторых из них одинаковых или похожих жестов (например, таких, как жесты ДОМ в русском и американском жестовом языке глухих и в системе жестового общения индейцев). Руки при исполнении каждого из них располагаются в пространстве таким образом, что как бы моделируют крышу дома, которая чаще всего устроена примерно одинаково. Именно поэтому-то одинаковые жесты встречаются в национальных жестовых языках глухих. В грамматике национальных жестовых языков также выявлены некоторые общие закономерности (универсалии). Но не надо думать, что жестовая речь глухих вообще универсальная система. Лингвистические исследования, широко развернувшиеся в наши дни во многих научных центрах Европы и Америки, показали, что жестовые языки глухих разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя. Помимо национальных жестовых систем существует международный язык жестов, называемый ж е с т у н о. Это своего рода жестовый эсперанто (правда, в отличие от эсперанто для жестуно не создана собственная грамматика). Перед создателями жестуно стояла задача облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых Всемирной федерацией глухих (съездов, симпозиумов, состязаний неслышащих спортсменов и др.). Иначе на подобных встречах необходим многоступенчатый перевод. Предположим, представитель Великобритании делает доклад на национальном жестовом языке. Его речь переводится на соответствующий словесный язык — английский. Для того чтобы содержание выступления было понятно членам других делегаций, например, делегатам Всероссийского общества глухих, должен быть обеспечен перевод с английского языка на русский, а затем с русского — на жестовый язык, принятый среди глухих Российской Федерации. Такая сложная процедура серьезно затрудняет и замедляет общение. В связи с этим международным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был отобран и опубликован словник, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, межличностные отношения, юстиция, природа и т. д. Жесты, вошедшие в международный лексический фонд, в основном отобраны из национальных жестов, частично — вновь сконструированы членами комиссии. Однако существенным недостатком жестуно является отсутствие грамматики. Глухие выстраивают жесты или по законам национального языка, или следуя грамматике английского языка. И в том и в другом случае коммуникация между глухими из разных стран затруднена. В настоящее время на международных форумах глухих используется система общения, получившая название международный жестовый язык. На международном жестовом языке выступают глухие докладчики, на нем осуществляется перевод всех устных выступлений. На этом языке делегаты ведут и неофициальные беседы. Недоразумений, как правило, не возникает. Международный жестовый язык работает! Каким образом? Выяснилось, что собеседники частично заимствуют жесты из жестуно, частично используют изобразительные движения, естественные жесты, пантомиму. А вот грамматика основана на морфологических и синтаксических универсалиях, общих для многих национальных жестовых языков. Но пока международный жестовый язык — загадка для науки. По поводу термина жестовая речь следует сказать несколько слов предварительно. Дело в том, что в специальной литературе кроме терминов «жестовая речь», «жестовый язык» встречается множество других обозначений: «мимико-жестовая речь», «мимика» и др. Такая терминологическая неразбериха является крайне нежелательной: это затрудняет взаимопонимание между специалистами, осложняет учебно-педагогический процесс при подготовке сурдопедагогов и т. п. Современная наука стремится к ликвидации терминов-синонимов, к установлению обоснованных обозначений, отражающих существенные признаки понятий. Как мы уже выяснили, существенным признаком, основным элементом жестового общения глухих является жест. Почему же обозначения типа «мимика», «мимическая речь» и т. п. встречаются достаточно часто? Оказывается, дело в том, что в русском языке первой половины XIX в., когда появились первые в России книги о глухих, слово «мимика» имело другое значение. Это слово понималось как обозначение способа выражения мыслей и чувств не только при помощи движений мышц лица (как это мы понимаем сегодня), но и при помощи телодвижений, включая движения руками. Поэтому для сурдопедагогов того времени термин «мимическая речь» обозначал общение при помощи движений рук и мышц лица. Однако постепенно за русским словом «мимика» закрепилось новое значение — движение мышц лица, а для обозначения движений рук выделилось слово «жест». В настоящее время термины «мимическая речь», «мимико-жестовая речь» оказались устаревшими и используются просто по традиции.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шошина В. Л. Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/57343-daktilnaya-i-zhestovaya-rech-glukhikh-kineticheskie-formy-verbalnoj-i-neverbalnoj-kommunikatsii (дата обращения: 23.12.2024)- Духовно-нравственное воспитание младших школьников
- Патриотическое воспитание на уроках русского языка в кадетских классах
- Организация свободного времени школьника
- Особенности работы всех отделов учреждения дополнительного образования как особая среда
- Внеурочная деятельность в начальной школе
- План ШМО учителей химии и биологии на 2014-2015 учебный год
- Информационные технологии - способ повышения эффективности обучения