статья Патриотическое воспитание на уроках музыки
Патриотическое воспитание на уроках музыки
в среднем звене основной школы
Константинов В.В., учитель музики Мар-Кёльской школы
Патриотическое воспитание - вечная проблема педагогики.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.
Закон РФ «Об образовании» в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса.
Подпрограмма Министерства Образования РФ на 2006 -2010 годы ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка - одна из ведущих задач современного образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:
А) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, эстетические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;
Б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;
В) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т. д.).
Представленные задачи можно решить в ходе учебного процесса, в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла. В основной школе, в средних классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка.
Изучение музыки направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально – чувственное воспитание школьников.
Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности любви к матери, к Матери - Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в школе уже нельзя будет компенсировать в жизни.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно - эстетическим содержанием которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные» темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Патриотическое воспитание на уроках музыки осуществляется через следующие направления:
- • постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов - классиков;
- • введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры « от родного порога»;
- • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- • знакомство с культурой малых народов, их традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно - эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.
- 1. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.
- 2. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением. Только собственным примером, « горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально - нравственным ценностям.
Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с народной музыкой. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.
Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой, музыкой коренных народов Хакасии, их обычаями и традициями.
Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, - прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально - художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов - классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. С огромным успехом проходят в школе праздники «Славные сыны Отечества», где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно – музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т. д.
Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных фильмов о войне, о становлении Российского флота, о подвигах героев, о жизни народов в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Для формирования у школьников « национальной широты» музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации.
Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает свои результаты: у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям. Работа в этом направлении ориентирует детей и на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Представленный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки, а также поможет в организации внеклассной работы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Константинов В. В. Патриотическое воспитание на уроках музыки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/57924-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-muzyki (дата обращения: 23.12.2024)- Информатизация образовательного процесса школы: современное состояние и перспективы развития
- Проблема повышения уровня профессиональной компетентности современного педагога
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Новые воспитательные технологии. Воспитательная функция школы в условиях современного образования
- Фразеологик әйтелмәләр
- Алкоголизм. Тяжелые цифры статистики
- Основные принципы формирования навыка чтения нот с листа в первые годы обучения пианиста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7540 пользователей.
Отзывы