статья Дворовый футбол
ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ
Кукин Виталий Геннадьевич
ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата г. Костаная »
Вы, наверное, замечали, что многие игры дети придумывают для себя сами. Их выбор обусловлен как наличием инвентаря, так и количеством играющих. В частности, когда нет необходимого количества участников для игры в футбол, они используют различные «адапташки», способы для совершенствования его технических элементов. Знать правила дворовых игр очень важно и взрослым. Многие из них можно применять и на уроках физической культуры, и на тренировках, и на отдыхе.
Спортивные игры как коллективная деятельность способствуют образованию межличностных отношений на микро- и макроуровнях, обеспечивающих эффективность процесса достижения цели. Дворовый футбол является социальным действием, потому, что мотивы действия игроков соотносятся с общей целью, правилами и нормами игры. Зарождение этой игры как ритуального действия, направленного на объединение людей в единый коллектив и достижение общей цели посредством реализации творческого потенциала, имеет исключительное значение для индивидов на всех этапах развития общества. Социальный контроль над сохранением групповых ценностей и соблюдением норм фиксирует ролевые предписания и осуществляется посредством механизмов признания и отчуждения игроков. Взаимодействие игроков в дворовой футбольной команде, основанное на дружбе, характеризует данное спортивное сообщество как первичную группу, состоящую из футболистов разного возраста, пола, друзей, тренеров, судей, знакомых, которые выступают ресурсами для образования и накопления социального капитала подростков. Разнородность такого окружения продуцирует «связующий» и «включающий» типы социального капитала, основанные на разном уровне доверия. Связующий тип позволяет факторам быть принятым в сообщество в силу наличия общей цели и чувства единства. Включающий тип посредством соревновательной деятельности создает условия для социальной мобильности игроков. Минимум материальных затрат на специальную экипировку и спортивное оборудование, более высокая степень свободы выбора для подростков разной национальности, пола и уровня подготовленности делает дворовый футбол наиболее доступным в условиях современного города. Данный вид социальной активности предоставляет возможность для общения широкому кругу потребителей и занятий двигательной деятельностью на открытой площадке. Характер социальных отношений в структуре детского дворового сообщества способствует достижению индивидуальных и коллективных результатов, а также воспроизводству социального контроля над сохранением групповых ценностей и соблюдением норм детства через средства признания и отчуждения игроков. Дворовая команда регулирует взаимодействие между подростками разного возраста и пола. Взаимодействие подростков в дворовой футбольной команде способствует установлению «связей-оков» посредством наличия общей цели, коллективизма и чувства единства.
ОКОЛОФУТБОЛЬНЫЕ ИГРЫ
ЧЕКАНКА
Суть этой игры достаточно проста: нужно стараться продержать мяч в воздухе как можно дольше, ударяя по нему всеми частями тела, кроме рук. Самый простой вариант — набрать в сумме определенное число ударов.
Более сложным считается вариант, когда нужно набить по 10 или 20 раз сначала стопой, потом коленом и головой. На втором этапе игры все эти задания выполняются последовательно.
КВАДРАТ
Это одна из многих дворовых игр, чье название неизменно практически во всей стране. Участвует не меньше 4 человек. Мелом на асфальте расчерчивают большой квадрат, который делят еще на 4 маленьких и в каждый встает один игрок. В центре рисуют круг — здесь осуществляется вбрасывание — один из игроков посылает мяч рукой ударяя им в центр круга и направляя в любой квадрат.
Цель игры — защищать свой квадрат, отбивая мячи, которые в него попадают, в другие квадраты. Мяч может коснуться квадрата игрока только один раз или ни разу, как в теннисе. При этом желательно поднять мяч, уравновесить его и уже затем с силой ударить его в зону любого из соперников. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется: не сможет отбить мяч или же мяч коснется его квадрата дважды.
В этом случае участнику начисляется штрафное очко. Тот, кто наберет 5 штрафных очков, выбывает из игры. Ее продолжают трое участников, потом двое, среди которых и определяется победитель. Если желающих играть много, то на место того, кто проиграл первым, выходит новый участник, и игра начинается заново.
Здесь существует свои кодекс честной игры. Например, нельзя заходить в чужой квадрат, если ты при этом не отбиваешь мяч после отскока из своего квадрата. Нельзя наступать на мяч в чужом квадрате, чтобы лишить соперника возможности отбить его. Покатившийся по неровной поверхности мяч переигрывается. Если мяч попадает в черту между квадратами, он считается спорным и переигрывается.
Существует и командный вариант игры — 2x2. Партнеры могут располагаться как рядом, так и через одного игрока.
АМЕРИКАНКА
Участники игры делятся на две команды по 3—5 человек в каждой. Жребием определяется, кто будет первым атаковать, а кто — защищать ворота.
Атакующие по очереди с 11 -метровой отметки или с другой точки бьют по воротам, которые защищает вся обороняющаяся команда. При этом совершенно не обязательно стараться забить гол. Удары в штангу, перекладину или крестовину ценятся гораздо выше. Цель игры — набрать определенное количество очков: 300, 500 или 1000.
Очки начисляются за следующие действия:
- «чистый» гол: мяч пересек линию ворот и при этом не задел никого из игроков защищающейся команды — 10 очков;
- «грязный» гол: мяч залетел в ворота, задев любого из игроков команды соперников, — 5 очков;
- любой гол с игры (мяч должен отскочить в поле — от игроков или от штанг, его в конце концов забили атакующие) — 15 очков;
свободный — 5 очков; штрафной — 10 очков; пенальти — 20 очков; угловой — 25 очков; штанга — 50 очков; перекладина — 100 очков; крестовина —150 очков. Каждый игрок выполняет 1 или 2 удара, после чего команды меняются местами.
В ОДНО КАСАНИЕ
Участвует не меньше 2 человек. Требуется также подходящая стена, на которой обозначены границы ворот. Первый бьющий игрок наносит удар по воротам; второй должен сделать то же самое в одно касание после отскока мяча от стены. Бьющие стараются наносить свои удары так, чтобы следующим за ними игрокам было неудобно выполнить удар, — это как бильярд с мячом.
Если один из игроков промахнется, ему начисляется 1 штрафное очко. Игра идет до 5 или до 10 очков; если играет несколько человек, то до тех пор, пока не останется один — победитель.
Можно играть командами 2x2, причем члены одной команды могут наносить удары как подряд, так и через игрока. Очки, набранные одним участником, суммируются с очками, набранными его партнером.
КОРОЛЬ
Эта игра помогает формировать навык реализации пенальти и отражения ударов вратарем. С помощью жребия определяют, кто из играющих займет место в воротах. Остальные устанавливают порядок выполнения пенальти и выстраиваются в колонну по одному.
Первый номер пробивает пенальти. Если он забивает гол, то вратарь получает штрафное очко, а первый номер встает в конец колонны и ждет своей очереди. Если он не забивает гол, то меняет вратаря в воротах, а вратарь встает в конец колонны пробивающих и ждет своей очереди.
Игра идет до 5 или 10 очков. Участники, которые набрали их, выбывают, а игра продолжается до выявления победителя — короля.
Если всё время забиваешь пенальти, то никогда не встанешь в ворота, а следовательно, не проиграешь. Так же и вратари, которые умеют отбивать пенальти, смогут уберечь себя от поражения. Игру можно использовать для выявления лучших пенальтистов и вратарей.
НАВЕС
Эта игра набирает популярность в наши дни. Участвует не меньше 3 человек. С помощью жребия определяют вратаря. Другие игроки разыгрывают мяч таким образом, чтобы один из них с навеса другого мог нанести удар по воротам. Если ему удается забить гол, то вратарю начисляется штрафное очко. Игра идет до 5 очков. Если после удара игрока мяч не попал в ворота и при этом пересек линию ворот, то данный участник меняется местами с вратарем. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется 2 игрока.
В игре существует много мелких правил:
- Вратарь не может покидать пределы штрафной площадки.
- Вратарь вводит мяч в игру ударом или броском. Если это будет навес и игрок забьет с него мяч, гол засчитывается.
- Если мяч после удара по воротам ушел за линию ворот от рук вратаря, угловой не пробивается, а мяч вводит в игру вратарь.
- Если вратарю удается поймать мяч с навеса, он вправе осалить любого из играющих, если те не находятся в площади ворот. Осаленный игрок меняется местами с вратарем.
- Игрок не может наносить удар по воротам с собственного навеса.
- Игрок, выполняющий навес, может сделать это с одного удара или после предварительной чеканки.
- Если у игрока не получается навес, то он не может касаться мяча повторно без разрешения вратаря. Это правило не распространяется в тех случаях, если мяч вышел за боковую или среднюю линию: там разрешается любое число касаний.
В некоторых версиях этой игры большую значимость имеют удары головой и через себя: за такие голы начисляется 2 очка или игрок не подлежит наказанию в случае промаха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Новикова И.В. Феномен дворового футбола: генезис и развитие / И.В. Новикова // Перспективы развития спорта и туризма в современном городе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: СГТУ, 2007. С. 192-197. (0,4 п.л.) ISBN 5-7433-1788-8.
- «Физкультура и спорт» 1996 г. № №6,7,12,14
- Л.Качани, Л.Гольский. Тренировка футболистов.
- А.Чанади. Футбол. Техника. Москва, 1978 г.
- В.П.Филин, Н.А. Фомин. Основы юношеского спорта. Москва, 1980 г.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кукин В. Г. Дворовый футбол // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/58074-dvorovyj-futbol (дата обращения: 21.11.2024)- Эвристические методы обучения в преподавании философии
- Использование игровых технологий для развития творческих способностей обучающихся
- Представление на награждение Почетной грамотой
- Ҡаһым түрә
- Как помочь первоклассникам
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников
- Особенности функционирования идиом с компонентом blue в англоязычных газетах
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12054 пользователя.
Отзывы