статья ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
37.01
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Лазарева Наталья Андреевна
Н. А. Лазарева
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет"
Аннотация. В данной статье раскрывается основы методики и технологии социально-педагогической деятельности в образовательной организации.
Начальная школы – серьезный этап в жизни каждого ребенка. Приоритетной задачей школы является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, создание эффективных условий для воспитания и обучения. Важную роль в поддержке и оказании помощи учащимся играет социальный педагог школы.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет эффективно строить социально-педагогическую деятельность, способствует положительному разрешению задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Ключевые слова: «методика», «педагогическая технология», «приемы», «воспитательная работа», «образовательная организация».
Методика и технологии социально-педагогической деятельности в образовательной организации
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Для того, чтобы выучиться и стать профессионалом потребуется много знаний и практики. И так в каждой профессии. За социально – педагогическую деятельность в школе отвечает социальный педагог. Не редко он задается вопросами «Как помочь ребенку?», «Как научить?» и т.д.
На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в методиках и технологиях.
Вначале рассмотрим суть понятий «методика» и «технология».
Методика (греч. methodjke) в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Сталкиваясь с конкретной методикой, необходимо разобраться в чем заключается сущностью метода, познакомиться с их разнообразием, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Согласно философскому определению, метод – это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как мы уже знаем, является отраслью педагогики.[1]
Не стоит забывать, что работая в школе, в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя на ребенка.[3]
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально – педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.[2]
Прием рассматривается как частное выражение метода, его конкретизация, носит частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом - это взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Любой метод реализуется через отдельные приемы, которые накапливаются и практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы.
К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.
К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.[6]
Средство же намного шире, чем прием и метод, поскольку последние они сами при определенных обстоятельствах могут выступать средствами.
Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть как отдыхом, развлечением и пр.[3]
Для эффективного усвоения своей профессиональной деятельности социальному педагогу необходимо овладеть методами, состоящими из отдельных приемов.
В социально – педагогической деятельности широко используются такие методы, как убеждение и упражнения.
Убеждение – это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам.[4]
Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Воспитательная сила убеждения заключается в доступности и понятности для самого ребенка. Если убеждение не вызывало положительной внутренней настроенности ребенка, то оно будет приравнено к авторитарному стилю и, конечно, в нем не будет никакого смысла.
Для достижения цели убеждения, в первую очередь необходимо учитывать особенности самого ребенка: психологические особенности, интересы, взгляды, личный опыт. Убедить ребенка можно и словом. Именно поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.
Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны:
- безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными и др.),
- более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.).
В качестве форм социальный педагог может использовать разное: рассказ, сказкотерапия – цель: разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ и сказкатерапия используются при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах.
Еще одной формой выступает: нравственное упражнение, которое характеризуется воспитанием привычек, путем многократных действий и многократного повторения. В младшем школьном возрасте дети каждый день слышат повторения о правилах поведения, о вежливых словах, уроках дружбы и многое другое.
Понятие «социально-педагогические технологии» связано с такими понятиями, как «педагогические технологии» и «социальные технологии».
Термин «педагогические технологии» появился в США первоначально как термин «технологии в образовании», который затем видоизменился в «технологии образования» и, наконец, в «педагогические технологии». Такое преобразование термина отражало содержательное изменение самого понятия. Понятие «социальные технологии» возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов. Одной из разновидностей социальных технологий являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическими технологиям, поскольку, как отмечалось выше, деятельность социального педагога и социального работника имеют много общего.[7]
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту – сформировать у ребенка навыки общения, помочь ребенку адаптироваться в новой среде, преодолеть психологические трудности. Цель определят содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Условно взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами ее осуществления показаны на схеме.
По окончанию работы социальный педагог оценивает на сколько успешно и правильно решена та или иная проблема. Существует всего два пути разрешения проблемы учащегося:
- Социальный педагог помог полностью решить проблему;
- Социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет эффективно строить социально-педагогическую деятельность, способствует положительному разрешению задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Список литературы:
- 1. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. М., 2006.
- 2. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы заместителя директора по воспитательной работе. М., 2012.
- 3. Закатова И.Н.Социальная педагогика в школе / Под ред. Г.К. Селевко. М., 2010.
- 4. Липский И.А.Технология реализации целей и ценностных ориентаций в социально‑педагогической деятельности. Тамбов, 2002.
- 5. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаева. М., 2001.
- 6. Овчарова Р.В.Справочная книга по воспитательной работе. М., 2013.
- 7. Шакурова М.В.Методика и технология воспитательной работы. М., 2002.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лазарева Н. А. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/59248-organizatsiya-vospitatelnoj-raboty-v-obrazovatelnoj-organizatsii (дата обращения: 25.11.2024)- ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
- Искусство как средство воспитания младшего школьника
- Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей
- Современное состояние русского языка
- Формирование жизненных ценностей и приоритетов
- Использование краеведческого материала в учебном процессе младших школьников как основу любви к малой родине
- Повышение эффективности и качества образования в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1758 пользователей.
Отзывы