Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование связного высказывания у детей с ОНР

Формирование связного высказывания у детей с ОНР

Сформированная связная речь –важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи –конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и  ребенка.

 В своей работе большое внимание уделяется составлению детьми описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений , в занятия обязательно включают логические упражнения:

- расстановка картинок в логической, временной последовательности;

-восстановление специально пропущенного звена;

-придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

 Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенности строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план- схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению-личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие)-самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

-придумывание конца или начала готового рассказа;

-составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;

-по опорным словам;

-на тему.

Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала , развития коммуникативных способностей воспитанников мы предлагаем родителям рассмотренные виды детских рассказов оформить в виде  красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда с родителями.

Сочинение –записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

  1. Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме , словарную работу , рассматривание какого-либо предмета или картины ( серии картин) и ознакомлении с ними , ознакомление с художественными произведениями .
  2. Составление рассказа на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
  3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
  4. Консультации для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации ( проводится по каждому конкретному сочинению).
  5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с родителями

- рассказ ребенка

-доработка, коррекция рассказа родителями;

-повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений ;

- запись и красочное оформление рассказа.

  1. Проверка домашнего задания ( может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).

Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течении недели. Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без нее.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.44 kB)
Автор:
учитель логопед МБДОУ № 56
Дата публикации: 27.08.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Пелагеевская Д. В. Формирование связного высказывания у детей с ОНР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/60730-formirovanie-svyaznogo-vyskazyvaniya-u-detej-s-onr (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию