статья Тестирование как инструмент для оценки результатов освоения программ начального образования
Введение.
В Федеральных образовательных стандартах нового поколения определены приоритетные направления образования:
1. система образования должна формировать такие качества личности, как инициативность, динамизм, конструктивность.
Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию;
2. внедрение современных образовательных технологий;
3. воспитание социально – адаптированной личности.
Современная система образования направлена на контроль конкретных знаний и умений. Такая система контроля не актуальна. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Уже в начальной школе необходимо сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
Из выше сказанного вытекает цель работы:
Внедрение в практику форм контроля, позволяющих раскрыть логические и творческие способности обучающихся.
Для реализации цели были поставлены мною задачи:
1. выявить особенности технологии тестового контроля при анализе психолого-педагогической и методической литературы;
2. разработать тестовые задания для развития внимания, памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы;
3. апробировать тесты на практике и выявить их эффективность.
Преимущества и недостатки тестов.
Тест – это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные.
По мнению B.C. Аванесова «Тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов». А.Н. Майоров уточняет и предлагает следующее определение тесту, что - это «инструмент, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения». Структурными компонентами теста являются тестовые задания.
Тестовый контроль имеет ряд преимуществ.
• Скорость и объективность получения результатов обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.
• Позволяет отслеживать качество усвоения учебного материала, делает процесс обучения интересным, экономит учебное время, позволяет разнообразить процесс обучения, предоставляет возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению детей самоконтролю.
• Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.
В технологии тестового контроля существуют и недостатки:
• вероятность случайного угадывания правильного ответа;
• невозможность проследить процесс выполнения задания и логику рассуждения;
• невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания.
Учитывая недостатки тестирования, необходимо сделать проверку изученных вопросов и тем разноплановой и многогранной, Формировать навыки работы с различными видами и типами тестов.
Классификация тестов и тестовых заданий.
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.
Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:
1. Тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных).
К заданиям закрытого типа относятся задания четырёх видов: альтернативных ответов, множественного выбора, установления соответствия и восстановления последовательности.
• Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка.
• Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет».
• Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков.
• Восстановление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности.
2. Тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения.
• Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются.
• Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение).
Функции тестирования.
Тестирование в педагогике выполняет следующие взаимосвязанные функции:
1. Социальная функция выражается в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. В ходе оценки знаний с помощью тестов определяется соответствие умений и навыков, достигнутых учащимися, установленным государственным стандартам.
2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его целостную структуру.
3. Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определённых целей, а также навыков самоконтроля и самооценки, следствием которых является адекватная самооценка и снижение тревожности.
4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
5. Контролирующая функция тестов даёт возможность учителю получить информацию о достижениях своих учеников, определить их динамику, а также уровень развития личностных качеств детей и степень усвоения ими программного материала.
6. Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты помогают учителю оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
Требования к составлению тестов.
Главные достоинства классических тестов это четкая стандартизация, возможность количественных оценок, массовая проверка на статистическом материале, следствием которых является объективность и надежность выводов. Однако все вышеперечисленные достоинства гарантированно проявятся в тесте лишь в том случае, если он соответствует определенным требованиям.
Правильно составленный тест должен быть:
• Относительно краткосрочным, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста.
• Однозначным, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.
• Правильным, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.
• Относительно кратким (требующим сжатых ответов).
• Стандартным, т.е. пригодным для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
• Информационным, т.е. таким, который обеспечивает возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста со стандартной шкалой измерений.
• Удобным, т.е. пригодным для быстрой математической обработки результатов тестирования.
Показатели качества тестовых заданий.
Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются: Валидность (адекватность целям проверки). Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.
Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.
Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Алгоритм составления тестов.
Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.
1. Определение целей тестирования.
2. Определение контингента учащихся.
3. Определение вида тестирования — входной, промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
4. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
5. Определение времени, на которое рассчитан тест.
6. Определение длины теста.
7. Отбор содержания.
Проводя в классе тестирование, учитель должен соблюдать простые правила:
• предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание);
• предусмотреть характер деятельности учащихся до тестирования;
• дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
• не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат);
• проводить анализ результатов тестирования оперативно;
• анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сазонова Н. В. Тестирование как инструмент для оценки результатов освоения программ начального образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/6182-testirovanie-kak-instrument-dlya-otsenki-rezultatov-osvoeniya-programm-nachalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.11.2024)- Коррекционная направленность в обучении учащихся русскому языку, чтению, биологии
- Социальные ресурсы деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Профилактика вредных привычек и правонарушений у детей и подростков
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
- Воспитание толерантности у младших школьников
- Здоровьесберегающие технологии в процессе образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2958 пользователей.
Отзывы