статья Методика обучения деловому письму на уроках английского языка в условиях средней школы
Методика обучения деловому письму на уроках английского языка в условиях средней школы
Традиционно письмо в методике преподавания иностранных языков в средней школе рассматривалось как средство обучения основным видам коммуникативной деятельности и аспектам языка. Однако многолетний опыт использования иностранных языков выпускниками средних учебных заведений различного типа свидетельствует о том, что умения в иноязычной письменной речи являются достаточно востребованными во многих сферах профессиональной деятельности лиц со средним образованием.
В программе по иностранным языкам средней школы отсутствует развитие умения написания делового письма, но на рынке труда постоянно требуются специалисты со знанием иностранного языка. Одним из главных речевых умений, которым им приходится пользоваться является деловое письмо. В этой связи идея профессионализации обучения иностранному языку в средней школе представляется плодотворной и актуальной.
Под профильно-ориентированным понимается «обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или учебной специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения» [Поляков 2004]. В этом заключается его основное отличие от обучения языку в школе для общеобразовательных целей в традиционном понимании.
Профильное обучение в старших классах, как отмечает ряд авторов (И.Л. Бим, О.Г. Поляков, М.Г. Соколова, А. И. Таюрский) – это объективная необходимость, продиктованная требованиями современной жизни, поскольку многие школьники сразу после окончания школы начинают трудовую деятельность.
Использование специфики иностранного языка как учебного предмета, а именно его «беспредметного» (в терминологии И.А. Зимней) или «межпредметного» (по определению И.Л. Бим) характера, его способности хранить и передавать любую информацию, дает возможность профилировать содержание обучения иностранному языку.
Обучение деловому письму на английском языке в старших классах средней школы представляется не только полезно как эффективное средство профилизации преподавания предмета «иностранный язык», но и методически целесообразно, поскольку учебное время, отведенное на иностранный язык на продвинутом этапе средней школы, лимитировано до трёх часов в неделю, что делает невозможным эффективное обучение всем видам иноязычной коммуникативной деятельности.
Однако в используемых в процессе обучения учебниках английского языка учебный материал по деловому общению либо отсутствует, либо сведения о написании деловых писем минимальны.
Анализ литературы, а также требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования позволили с иных позиций рассмотреть письмо, его роль и значение в процессе овладения и владения английским языком старшеклассников.
Официально-деловой стиль представляет собой совокупность языковых средств, используемых в сфере официально-деловых отношений и отличается точностью, стандартизированностью, предписующе-долженствующим характером речи, императивностью, неличным характером речи, официальностью, безэмоциональностью, речевыми стандартами и клише.
Прежде чем приступить к анализу УМК по английскому языку, мы сочли необходимым глубже раскрыть специфику делового письма как формы коммуникации. Деловое письмо – это особый тип документа, который имеет юридическую значимость, зависит от ситуации общения и передает информацию адресату наиболее понятным и доступным способом. Графическая и архитектоническая организация как электронного, так и традиционного письма отвечает за его репрезентативность, а также, помогает верно передать цель.
Анализ УМК по английскому языку для средней школы был предпринят в соответствии с тремя компонентами обучения официально-деловому письму: структурный, лингвистический, коммуникативно-прагматический.
В ходе анализа были рассмотрены примеры упражнений из УМК рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации и выявлено следующее:
- на уровне структурной составляющей делового письма, было выявлено, что упражнения носят характер теоретического вспомогательного материала. Структурный аспект часто рассматривается как второстепенный. В целом, наблюдается разрозненность подачи информации касательно этого компонента делового письма.
- на уровне лингвистической составляющей мы отметили, что организация лексического материала происходит дозировано от анализа готового текста-примера, к написанию собственного, от рецептивного восприятия к активному использованию тех или иных структур. Нами было, также, отмечено, что подготовительного материала недостаточно для эффективного перехода к коммуникативным заданиям, а заданий, фокусирующихся на обучение пунктуационному оформлению делового письма не было найдено.
- на уровне коммуникативно-прагматической составляющнй нами было отмечено достаточное количество упражнений в разделах УМК по английскому языку.
В связи с тем, что была выявлена несовершенность и несбалансированность найденного материала по обучению деловому письму, нами была сформулирована профильно-ориентированная методика по обучению старшеклассников деловому письму в соответствии с дедуктивным способом подачи материала и согласно эмпирическому принципу обучения, в рамках которого упражнения должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Подготовительные упражнения должны в полном объеме предоставлять информацию необходимую для эффективной реализации коммуникативных заданий.
Научно-технический прогресс изменил представление о целом ряде вещей, в т.ч. и о письме. Современный человек, говоря о письме, представляет себе клавиатуру компьютера. Очевидно, и письмо становится также все более строгим и деловым. Эпистолярный жанр, в своем традиционном представлении, исчезает.
Важно отметить, что суть включения заданий, направленных на обучение деловому письму в УМК по английскому языку – овладение старшеклассниками умением эффективно составлять различного рода деловые письма на английском языке, свободно ориентироваться в лексике высокого регистра. В рамках дефицита учебного времени нам не представляется возможным научить учащегося в полном объеме всем тонкостям деловой переписки. Поэтому в данной связи, мы можем говорить об овладение наиболее употребительными формами деловой письменной речи и ознакомление с целым рядом других существующих в международной речевой практике, так как известно, что для овладения иноязычной устной речью требуется очень много учебного времени, для овладения умением деловой переписки требуется разумное использование ограниченного количества времени.
Обучение школьников элементам делового письма на английском языке, во-первых, создаст благоприятные условия для профессионального самоопределения школьников; во-вторых, будет компенсировать отсутствие опыта делового общения в письменной форме на родном языке; в-третьих, будет способствовать развитию профильно-направленной лингвистической, социокультурной, прагматической, межкультурной коммуникативной компетенции в письменной форме; будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка и эффективности учебного процесса в целом.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лебедева А. И. Методика обучения деловому письму на уроках английского языка в условиях средней школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/62908-metodika-obucheniya-delovomu-pismu-na-urokakh-anglijskogo-yazyka-v-usloviyakh-srednej-shkoly (дата обращения: 15.11.2024)- Деятельность социального педагога в условиях дистанционного обучения
- Юрьева божница -печальный свидетель истории
- Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
- Инвестиции в международный спортивный туризм и перспективы их окупаемости на примере XXII Олимпийских зимних игр в Сочи
- Кодирование в IT – модуле муниципального детского технопарка ТехноГрад
- Инновационные методы работы на уроках технологии
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ