Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Факторы повышения качества обучения русскому языку в условиях применения Дальтон-плана

Проблема повышения качества обучения русскому языку напрямую связана с прогрессивными тенденциями методики преподавания русского языка: во-первых, сохранением статуса русского языка как учебного предмета, углубление его содержания на основе лучших национальных; во-вторых, идеей гуманитаризации образования; в-третьих, формированием средствами русского языка ценностного взгляда на национальную культуру и отечественный язык; в-четвертых, текстоориентированное преподаванием; в-пятых внедрением инновационных технологий; в-шестых, обучением русскому языку средствами электронной лингводидактики.

Ученые видят огромные перспективы в развитии инновационных технологий, в том числе и Дальтон-плана. При его внедрении возникает необходимость просчитать качество обучения учащихся. Вслед за Т.М. Балыхиной мы понимаем качество образования как интегрированную характеристику процесса обучения и результата обучения. С нашей точки зрения, наиболее полно и объективно качество обучения, можно оценить по шкале В.П. Панасюка. Ученый предложил следующие критерии оценки качества: оценка содержания учебного материала; 2) оценка целей и результатов; 3) оценка эффективности способов деяетльности учителя, технологий обучения; 4)оценка основных характеристик деятельности учащихся; 5) общая коммуникативная культура учителя, стиль поведения. Оценив по данным критериям Дальтон-план, мы получили высокий

результат. Но, несмотря на то, что предпочтение было отдано шкале П.Панасюка, применительно к русскому языку мы выявили ряд недостатков данной шкалы и посчитали возможным дополнить ее своими критериями: 1) оценка индивидуализации обучения; 2) оценка самостоятельности лингвистического мышления; 3) оценка проявления интереса к русскому языку.

Дальтон-план на уроках русского языка предоставляет огромные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения как средства формирования лингвистических компетенций.

  1. При создании групп не требуется специфических критериев для дифферен­циации. В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащиеся самостоятельно объединяются в группы.
  2. На уроке русского языка по Дальтон-плану активизированы все продуктивные способы дифференциации, т.е. виды индивидуализации (по Ю. Николаевой) , такие, как дидактический, личностный, типологический.
  3. В процессе обучения интегрированы все организационные формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, индивидуализи­рованная.

Индивидуализация в условиях применения Дальтон-плана на уроках рус­ского языка гарантирует эффективность управления качеством образования.

Огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся заключен в типологии упражнений. На уроках по Дальтон-плану активизируются репродуктивные и продуктивные виды деятельности. Частично-поисковые упражнения (познавательные задачи, письменное сопоставление языковых единиц, составление обобщающих схем, планов, комплексный анализ текста, письменный ответ на проблемный вопрос, решение тестов по типу ЕГЭ и др.), а также творческие работы (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, составление учебных блоков с использованием материалов из художественных, публицистических, нуаучных текстов; разработка проекта урока по Дальтон-плану, создание медиапрезентации урока по Дальтон-плану и др.) активизируют все основные мыслительные операции, такие, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.

В связи с активным развитием электронной лингводидактики Дальтон-план предоставляет широкие возможности для демонстрации учебного материала в электронном виде. Интегрированное обучение способствует развитию научного мышления, повышает качество знаний, развивает интерес к русскому языку, дает широкие возможности реализации теоретических знаний на практике, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих способностей, помогает созданию и сохранению информационного банка учебного материала и т.д.

Безусловно, все вышесказанное дает основание предполагать, что урок русского языка, проведенный по Дальтон-плану, обладает высокой техно­логичностью, предоставляет возможность не только повышать качество общеучебных и языковых компетенций, но и управлять им.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.09 kB)
Автор:
Курский Государственный Университет
Дата публикации: 21.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Чурилина Н. Ю. Факторы повышения качества обучения русскому языку в условиях применения Дальтон-плана // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/63775-faktory-povysheniya-kachestva-obucheniya-russkomu-yazyku-v-usloviyakh-primeneniya-dalton-plana (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию