статья Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни
Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни.
"Православное мировоззрение является духовным
стержнем всего образования".
Святейший Патриарх Кирилл
Всё наиболее важное, чем обладает человечество- культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей- всё это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей страны зависит от степени духовно- нравственного состояния каждого её обитателя.
Духовность личности - это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Главная задача учителя - научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Процесс воспитания- взаимно духовно обогащающий. Родители, учителя и дети - равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления.
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО.
При реализации этой программы я исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:
- в процессе обучения (урочная деятельность)
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность).
Учитывая интересы детей и родителей, внеурочная деятельность в моём классе была разработана на основе программы "Мы- семья" .
Семья- это источник нравственности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.
Программа "Мы - семья" разработана для организации внеурочных занятий по художественно-эстетическому направлению деятельности учащихся.
Хотелось бы остановиться на основных формах организации сотрудничества детей родителей и школы:
- коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности. ( " Рождественские игрушки", поделки к Вербному Воскресению и Пасхе, которые были переданы в Храмы города)
- детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия, вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с портфолио учеников, семейные паломничества);
- совместные экскурсии (посещение храмов, монастырей, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии ;
- классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных профессий», "Мы- за здоровое питание";
- информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и выполнение тренинга - практического задания, направленного на решение педагогических задач и конфликтных ситуаций.
Духовно - нравственное развитие неотделимо от курса "Основы православной культуры".
Целью данного курса является создание системы формирования духовно- нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Следует отметить свои формы урочной и внеурочной работы с детьми в рамках данного курса:
- экскурсии в храмы и монастыри, туристические поездки;
- проекты о православных праздниках и православных святых;
- организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе;
- проведение совместных праздников школы и общественности;
- проведение благотворительных акций;
- участие в олимпиадах по ОПК, проводимые Православным Свято - Тихоновским Гуманитарным Университетом;
- просмотры фильмов и презентаций по ОПК;
- встречи с настоятелями храмов;
- совместная работа с родителями.
Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. И очень важно поддерживать стремления, учить детей жить в мире и согласии с людьми, природой.
Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!
Духовно- нравственно развивать и воспитать человека- значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией и Богом.
Хотелось закончить словами Святейшего Патриарха Кирилла:
«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ефимова О. В. Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/64508-statya (дата обращения: 14.11.2024)- Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся. Дистанционное обучение - новая форма индивидуальной работы с учащимися
- Содержание работы учителя, обучающего на дому, в специальной коррекционной школе
- Сущность коррекционно-педагогической деятельности
- Анализ опыта других стран в решении поставленных проблем
- Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий
- Семейные традиции и праздники
- Актуальные проблемы преподавания литературного чтения в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11089 пользователей.
Отзывы