статья Взаимосвязь основного и дополнительного математического образования учащихся 7–9-х классов средней школы
Аннотация. Статья посвящена выявлению взаимосвязи основного и дополнительного математического образования учащихся 7-9 классов средней школы. Автором представлен комплекс дидактических задач, решаемых на основе взаимосвязи учебных и внеучебных занятий по математике. Ключевые слова: анализ, взаимосвязь, математика, дополнительное образование, основное образование В настоящее время перед современной школой поставлена задача повышения качества знаний учащихся, выявление и развитие их индивидуальных способностей, формирование умений самостоятельно приобретать знания. Математика в средней школе занимает одно из важных мест. Логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики, позволяет формировать у учащихся такие качества как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. На уроках математики имеется немало возможностей для развития математических способностей учащихся, но основная цель занятий все же состоит в обучении определенному комплексу процедур математического характера, поэтому развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала. Умения применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей – главное назначение внеклассной работы. Реализация различных видов взаимосвязей урочных и внеурочных занятий в процессе обучения школьников может способствовать развитию познавательного интереса, исследовательских умений и навыков, позволит расширить представления учащихся о математике как науке, углубить имеющиеся знания. Взаимосвязь учебных и внеучебных занятий по математике есть определенная методическая система, в которой посредством диалектического взаимодействия учебной и внеучебной работы происходит успешное решение задач, поставленных перед современной школой. Анализ методической литературы и исследований, посвященных проблеме взаимосвязи учебных и внеучебных занятий по математике, позволяет выделить следующий комплекс дидактических задач, решаемых на ее основе [2]: 1) формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению математики; 2) повышение качества знаний; 3) формирование политехнических знаний и умений; 4) расширение сферы познания и общения учащихся; 5) развитие технического творчества; 6) формирование потребности в самообразовании; 7) профориентация школьников и подготовка их к труду. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий может осуществляться в двух формах: развивающей и опережающей. Развивающая форма предусматривает такое изложение программного материала на уроке, при котором у учащихся возникает потребность в более глубоком изучении данного вопроса на внеклассных занятиях, а знания, полученные на внеклассных занятиях, в свою очередь, помогут более осознанному условию содержания последующих уроков. При опережающей форме тема изучается сначала на внеклассных занятиях, а затем на уроках, что позволяет ещё более расширить знания по данному вопросу на последующих внеклассных занятиях. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий по математике для учеников 7–9-х классах может быть установлена различными путями. С одной стороны, на внеурочных занятиях использовать знания и навыки, полученные учащимися на уроках математики, с другой стороны на уроках выслушивать специально подготовленные сообщения учеников о проделанной ими во внеурочное время работе, связанной с темой урока [3]. В качестве средств, практически реализующих взаимосвязь в данном случае, выступают рефераты, газеты, дидактические материалы, подготовленные учащимися вне урока. Пути, которые устанавливают взаимосвязь между урочными и внеурочными занятиями по математике для учащихся 7–9-х классов [2]: 1) через взаимодействие программной и внепрограммной информации, полученной учащимися на уроке и на внеклассных занятиях (нахождение комплексных корней уравнения); 2) через взаимоиспользование источников знаний и форм организации обучения учащихся на уроке и вне его; 3) через постановку внеурочных работ по заданию учителя; (Лабораторная работа, в процессе выполнения которой учащиеся “открывают” число π и выводят формулу длины окружности; практическая работа “вычерчивание диаграмм”) 4) через выполнение производственных заданий вне школы; (составление математического кроссворда по определенной теме, творческое задание. Например, «Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах») 5) через реализацию трудовых заданий, связанных с учебными предметами по усовершенствованию учебно-методической базы школьных кабинетов (оформление математического стенда, составление и оформление таблиц). Анализируя взаимосвязь основного и дополнительного образования по математике можно сделать вывод, что успешности их взаимодействия способствуют следующие условия: 1. Количественное соотношение основного и дополнительного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого; 2. Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время; 3. Использование знаний, приобретенных учащихся на уроках в их внеклассной деятельности; 4. Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся. Ссылки на источники Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2003 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm. С. Г. Ковалева, О. М. Иванова, Н. Ю. Баталева, Е. В. Стрелецкая, В. В. Крылов «Внеклассная работа – как средство повышения компетенции учащихся» Козлова Е. В. Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55237. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55237.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. Список литературы 1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2003 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm. 2. С. Г. Ковалева, О. М. Иванова, Н. Ю. Баталева, Е. В. Стрелецкая, В. В. Крылов «Внеклассная работа – как средство повышения компетенции учащихся» 3. Козлова Е. В. Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55237. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55237.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дрожжачих М. Г. Взаимосвязь основного и дополнительного математического образования учащихся 7–9-х классов средней школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/64588-vzaimosvyaz-osnovnogo-i-dopolnitelnogo-matematicheskogo-obrazovaniya-uchashchikhsya-7-9-kh-klassov-srednej-shkoly (дата обращения: 23.12.2024)- Конкурс знатоков
- Профессиональный стандарт педагога РК: вопросы, концептуальные основания
- Специфика организации концертной деятельности в системе дополнительного образования
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ
- Основные принципы планирования занятий по лепке из глины
- Рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей
- Почему я стал учителем