Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Возможности информационно-коммуникативных возможностей на уроках изобразительного искусства и черчения

Включает методическую разработку

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ.

                                                                    Самохвалова Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства и черчения,

   МКОУ Шатровская СОШ, Шаровский район,

телефон 8(35257)9-16-50.                                                        

Цель: Повышать эффективность уроков изобразительного искусства и черчения, развивая мотивацию, применяя информационно-коммуникативные технологии.

Задачи:

  1. Формирование определенного стиля мышления у учащихся.
  2. Повышение эффективности преподавания изобразительного искусства и черчения.
  3. Активизация познавательного интереса учащихся к предмету с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. А сегодня его деятельность немыслима без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). По мнению ученого-педагога В.Е. Фрадкина, внедрение ИКТ в школьный образовательный процесс принесло реальные сдвиги в области качества образования. А доктор педагогических наук И.Б. Мылова, говоря об использовании ИКТ, очень удачно использует термин «педагогическая целесообразность» при оценке необходимости ИКТ на уроке. Поэтому в 2010-2011 учебном году я продолжаю работу над темой самообразования «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства и черчения». Дружба с интернетом  и использование электронных изданий на CD-ROM обогащает, помогает проводить уроки эффективно, способствует приобретению прочных знаний.                                                                                                                

Виртуальный мир богат и разнообразен иллюстративным материалом, а он, несомненно, поднимает процесс обучения на качественный уровень. В течение последних пяти лет работаю по модифицированной программе. Именно рабочая программа подсказала, что не все готовые электронные издания могут эффективно работать на авторском уроке, поэтому возникла необходимость в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде, стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для художественного и графического образования интернет и электронные издания на CD-ROM могут служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки изобразительного искусства и черчения.

Презентации использую на уроках ИЗО:

     -  при изучении тем по декоративно – прикладному искусству

( уроки: «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись»)  

    - во время знакомства с творчеством художников и поэтов (урок по теме    

«Родные просторы в произведениях русских художников и поэта   А.С.

Пушкина»)     

    - при изучении законов композиции.

Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявлять их достоинства и недостатки.                                                                                                             

Благодаря большому формату, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Не имея презентации, выполняла следующую работу. Делала образцовый рисунок на доске, частично заслоняя его и весь процесс изображения и объяснения собой, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываются приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

Развитию творчества ребят способствует музыкальное сопровождение, поэтому при  подготовке презентаций к уроку я стараюсь их сопроводить музыкой. Музыка – чудодейственное средство, ко­торое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Да и не только их… Представьте, что вы с удо­вольствием смотрите балет по телевизору и вдруг исчезает звук. И нет больше очарова­ния, настроения. Вы видите только технику исполнения тан-

ца, и вам становится скучно. Поэтому на уроках изобразительного искус­ства же-

лательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую  отрывки  из классических произведений русских композиторов и другую, подходящую к теме урока музыку.

   Одним из действенных средств поддержания интереса  к урокам изобразительного искусства являются выставки творческих работ учащихся. Выставку организую в конце каждой четверти, как отчет о проделанной работе, а также использую работы ребят прошлых лет, как демонстрационный материал. Часто, уви­дев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же.

      Активно применяю ИКТ и для проведения уроков черчения: это и создание

презентаций с использованием интернет ресурсов и электронных изданий на                CD-ROM,   а также применяю программу КОМПАС-3D LN V10. «Компьютерный практикум по черчению», который я прошла в ИПКиПРО в 2008-2009 учебном году, является курсом, предназначенным для углубления практической подготовки учащихся по программе «Черчение» основной средней школы. Его содержание соответствует базовому уровню графической подготовки школьников и представляет собой применение на практике основ графического языка, изучаемого в курсе «Черчение», с использованием системы КОМПАС-3D LN V10. Данная программа мне помогает  не только в создании презентаций, но и при изготовлении наглядного и раздаточного материала.

      Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства и черчения, открывает новые возможности и позволяет развивать мотивацию у ребят. И это можно увидеть, смотря на результаты анкетирования среди ребят.

 
   

Учителю на уроках изобразительного искусства и черчения не обходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся, а также средством реализации своего личностного потенциала.   

    Результативностью уроков изобразительного искусства и черчения с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ) можно считать:

      - положительную мотивацию,  создание условий для получения учебной                   

         информации из различных источников;

      - повышение уровня наглядности;

      - повышение производительности урока;

      - выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.

      Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь много- функциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

     А чтобы  достигать бесспорной результативности уроков  с использованием ИКТ, необходимо иметь больше компьютерных кабинетов в школе, чтобы доступ к ним был свободный, и желательно оборудованных не только  компьютером для учителя, но и для учащихся. Вот тогда результат точно будет. И свой личный потенциал смогут реализовать в полной мере многие педагоги-предметники.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (57.00 kB)
Автор:
учитель изо, МКОУ "Шатровская СОШ"
Дата публикации: 07.01.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Самохвалова С. В. Возможности информационно-коммуникативных возможностей на уроках изобразительного искусства и черчения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/65979-soobshchenie-vozmozhnosti-informatsionno-kommunikativnykh-vozmozhnostej-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstva-i-chercheniya (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию