статья Методические особенности развития гибкости
Методические особенности развития гибкости
Холод Т.Е.,
учитель физической культуры
Луганского образовательного
учреждения гимназия иностранных
языков №7 им. В.И. Третьякевича
Происходящие в настоящее время в Луганской Народной Республике реформы в системе образования привели в движение механизмы, предъявляющие повышенные требования к личности обучаемого, качеству знаний, умений и навыков, его адаптации к условиям динамично и непредсказуемо меняющейся жизни, значимости здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной реабилитации.
Безусловно, одним из важнейших факторов для реализации столь актуальной проблемы является физическая культура и массовый спорт, которые, как социальные и ценностные составляющие, способны формировать и преобразовывать личность, ее двигательный потенциал и приумножать здоровье человека.
В этой связи существенно возрастает необходимость разработки методик, обеспечивающих общеприкладную и оздоровительно-тренировочную направленность, эффективно формирующих общую и специальную физическую подготовку, способствующих индивидуальной коррекции физического развития и физической подготовленности, развитию потребностей и мотивов у девушек различных возрастных групп к систематическим занятиям физическими упражнениями и в частности стретчингом.
Одним из путей осуществления данной проблемы является разработка и реализация в процессе физического воспитания дифференцированной методики развития гибкости, основанной на применении системы физических упражнений стретчинга, с учетом уровня физического развития и физической подготовленности и самомотивации учащихся.
Анализ специальной научно-методической литературы показал, что установлена высокая эффективность использования упражнений на растягивание и расслабление в системе спортивной тренировки, физкультурно-оздоровительных занятий, урочных и внеурочных занятий по физической культуре (Н.А. Бернштейн, Н.Г. Озолин, М.Дж. Алтер, В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, В.Я. Меньшиков, Ф.П.Суслов, Ж.К. Холодов и др.). Однако в специальной литературе недостаточно отражены вопросы, касающиеся применения системы физических упражнений стретчинга для развития гибкости. В связи с этим, предпринятое комплексное исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.
Стретчинг - это комплекс упражнений и поз, получивший свое название из английского языка (stretch - «тянуться, растягиваться»), специально разработан для того, чтобы придать мышцам эластичность, а суставам - гибкость и подвижность. Занятия стретчингом начинают и гармонично завершают подавляющее большинство оздоровительных тренировок. Суть упражнений в стретчинге заключается в растягивании расслабленных мышц или же в чередовании состояния напряжения и расслабления растянутых мышц. Благодаря регулярным занятиям в мышечных волокнах увеличивается приток крови и улучшается процесс метаболизма, что предотвращает их раннее старение.
В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает любые движения.
Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно-структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности
К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость.
Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.
Проявление гибкости зависит от многих факторов: прежде всего от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причем мышцы – это тормоз активных движений. Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок – это тормоза пассивного движения, и, наконец, кости – это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц-антогонистов, поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антогонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «закрепощение» движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое (или на отдельных тапах подготовки) применение силовых упражнений, если в тренировочный процесс не включаются упражнения на растягивание.
С целью теоретического обоснования проблемы, был проведен анализ научно-методической литературы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания учащихся в целом, и развития гибкости, в частности. Определялся методологический аппарат исследования (цель, задачи, методы исследования), проводился теоретический анализ сущности и содержания методики углубленного развития гибкости у девушек специализирующихся в стретчинге, способствующей развитию физических способностей. Изучались антропометрические особенности учащихся.
В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости девушек специализирующихся в стретчинге, определялась эффективность разработанного комплекса. Проводилась обработка полученных результатов и оформление выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных задач в работе нами были использованы анализ и обобщение данных специальной и научно-методической литературы осуществлялись на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология.
Результаты проведенного анализа научной и учебно-методической литературы позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования, о возможности и целесообразности обновления форм, содержания и структуры физического воспитания, на основе широкого внедрения физкультурно-оздоровительных технологий, и в частности стретчинга, с целью эффективного развития гибкости.
В процессе исследования нас интересовали физиометрические показатели здоровья - жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) по уравнению Людвига, показатели силы, общей выносливости, быстроты и гибкости.
Ретроспективный анализ проведенного исследования, позволяет сделать следующие выводы о том, что многие функции организма учащихся достигают своего максимума: обучающиеся становится сильным, выносливым, скорость реакции возрастает. Сердечно-сосудистая система, почки, легкие достигли своих окончательных размеров, используют все свои резервы и работают на полную мощность. Нервные импульсы также очень активны и мгновенно выполняют любую команду, полученную от мозга. Именно в этот период создаются условия для развития силы, скоростно-силовых качеств, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств.
Анализ специальной литературы показывает, что развитие основных физических качеств у девушек имеет отличия в связи с возрастными особенностями организма. На основании проведённого сравнительного анализа показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям физической подготовленности. Эффективность методики и разработанного комплекса упражнений стретчинга для развития гибкости подтверждается положительной динамикой развития основных физических качеств
ЛИТЕРАТУРА
- Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. –К.: Олимпийская литература, 2001. -421 с.
- Ашмарин Б.А.. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х.Грантынь и др.. - М .: Просвещение, 1991. -360 с.
3.Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество.// Теория и практика физической культуры. – 1998. - №2.- с. 48-51
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Холод Т. Е. Методические особенности развития гибкости // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66169-metodicheskie-osobennosti-razvitiya-gibkosti (дата обращения: 22.12.2024)- Психолого- педагогическое сопровождение учащихся «Группы риска» в рамках общеобразовательной школы
- Если Ваш ребенок излишне активен
- Статистическая обработка экспериментальных данных количественного определения лекарственных средств химическими методами (на примере субстанции новокаина
- Использование дуальной системы образований для улучшения конкурентоспособности будущих специалистов
- Проективные технологии в дополнительном образовании
- Церковно-государственные взаимоотношения в русско-византийской традиции
- Как научить ребенка жить в мире людей
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9665 пользователей.
Отзывы