Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Методические особенности развития гибкости

Включает методическую разработку

Методические особенности развития гибкости

Холод Т.Е.,

 учитель физической культуры

Луганского образовательного

учреждения гимназия иностранных

 языков №7 им. В.И. Третьякевича

Происходящие в настоящее время в Луганской Народной Республике реформы в системе образования привели в движение механизмы, предъявляющие повышенные требования к личности обучаемого, качеству знаний, умений и навыков, его адаптации к условиям динамично и непредсказуемо меняющейся жизни, значимости здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной реабилитации.

Безусловно, одним из важнейших факторов для реализации столь актуальной проблемы является физическая культура и массовый спорт, которые, как социальные и ценностные составляющие, способны формировать и преобразовывать личность, ее двигательный потенциал и приумножать здоровье человека.

В этой связи существенно возрастает необходимость разработки методик, обеспечивающих общеприкладную и оздоровительно-тренировочную направленность, эффективно формирующих общую и специальную физическую подготовку, способствующих индивидуальной коррекции физического развития и физической подготовленности, развитию потребностей и мотивов у девушек различных возрастных групп к систематическим занятиям физическими упражнениями и в частности стретчингом.

Одним из путей осуществления данной проблемы является разработка и реализация в процессе физического воспитания дифференцированной методики развития гибкости, основанной на применении системы физических упражнений стретчинга, с учетом уровня физического развития и физической подготовленности и самомотивации учащихся.

Анализ специальной научно-методической литературы показал, что установлена высокая эффективность использования упражнений на растягивание и расслабление в системе спортивной тренировки, физкультурно-оздоровительных занятий, урочных и внеурочных занятий по физической культуре (Н.А. Бернштейн, Н.Г. Озолин, М.Дж. Алтер, В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, В.Я. Меньшиков, Ф.П.Суслов, Ж.К. Холодов и др.). Однако в специальной литературе недостаточно отражены вопросы, касающиеся применения системы физических упражнений стретчинга для развития гибкости. В связи с этим, предпринятое комплексное исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Стретчинг - это комплекс упражнений и поз, получивший свое название из английского языка (stretch - «тянуться, растягиваться»), специально разработан для того, чтобы придать мышцам эластичность, а суставам - гибкость и подвижность. Занятия стретчингом начинают и гармонично завершают подавляющее большинство оздоровительных тренировок. Суть упражнений в стретчинге заключается в растягивании расслабленных мышц или же в чередовании состояния напряжения и расслабления растянутых мышц. Благодаря регулярным занятиям в мышечных волокнах увеличивается приток крови и улучшается процесс метаболизма, что предотвращает их раннее старение.

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает любые движения.

Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно-структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности

К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость.

Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.

Проявление гибкости зависит от многих факторов: прежде всего от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий  мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причем мышцы – это тормоз активных движений. Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок – это тормоза пассивного движения, и, наконец, кости – это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц-антогонистов, поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антогонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «закрепощение» движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое (или на отдельных тапах подготовки) применение силовых упражнений, если в тренировочный процесс не включаются упражнения на растягивание.

С целью теоретического обоснования проблемы, был проведен анализ научно-методической литературы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания учащихся в целом, и развития гибкости, в частности. Определялся методологический аппарат исследования (цель, задачи, методы исследования), проводился теоретический анализ сущности и содержания методики углубленного развития гибкости у девушек специализирующихся в стретчинге, способствующей развитию физических способностей. Изучались антропометрические особенности учащихся.

В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости девушек специализирующихся в стретчинге, определялась эффективность разработанного комплекса. Проводилась обработка  полученных результатов  и  оформление выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных задач в  работе нами были использованы анализ  и  обобщение данных специальной и научно-методической литературы осуществлялись на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология.

Результаты проведенного анализа научной и учебно-методической литературы позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования, о возможности и целесообразности обновления форм, содержания и структуры физического воспитания, на основе широкого внедрения физкультурно-оздоровительных технологий, и в частности стретчинга, с целью эффективного развития гибкости.

В процессе исследования нас интересовали физиометрические показатели здоровья - жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) по уравнению Людвига, показатели силы, общей выносливости, быстроты и гибкости.

Ретроспективный анализ проведенного исследования, позволяет сделать следующие выводы о том, что многие функции организма учащихся достигают своего максимума: обучающиеся становится сильным, выносливым, скорость реакции возрастает. Сердечно-сосудистая система, почки, легкие достигли своих окончательных размеров, используют все свои резервы и работают на полную мощность. Нервные импульсы также очень активны и мгновенно выполняют любую команду, полученную от мозга. Именно в этот период создаются условия для развития силы, скоростно-силовых качеств, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств.

Анализ специальной литературы показывает, что развитие основных физических качеств у девушек имеет отличия в связи с возрастными особенностями организма. На основании проведённого сравнительного анализа показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям физической подготовленности. Эффективность методики и разработанного комплекса упражнений стретчинга для  развития гибкости подтверждается положительной динамикой развития основных физических качеств

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. –К.: Олимпийская литература, 2001. -421 с.
  2. Ашмарин Б.А.. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х.Грантынь и др.. - М .: Просвещение, 1991. -360 с.

3.Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество.// Теория и практика физической культуры. – 1998. - №2.- с. 48-51

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.86 kB)
Автор:
учитель физической культуры Луганского образовательного учреждения гимназия иностранных языков №7 им. В.И. Третьякевича
Соавтор:
Дата публикации: 12.01.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Холод Т. Е. Методические особенности развития гибкости // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66169-metodicheskie-osobennosti-razvitiya-gibkosti (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию