статья РИСУНОК ТАНЦА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА
Слово композиция происходит от латинского слова и означает соединение связь. Это понятие относится как к целому хореографическому произведению, так и к определенному танцевальному этюду, или танцевальной комбинации.
Композиция определяет взаимодействие художественных средств используемых в хореографическом произведении
Вне единства композиции не существует.
Рисунок танца, хореографический текст, музыка, костюмы, свет, декорации, грим - гармоничное слияние всего этого даст настоящее хореографическое произведение.
Рисунок танца - это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определенной последовательности. Рисунок танца организует движения исполнителей, оказывает на зрителя определенное психическое воздействие. При сочинении рисунка надо добиться большей выразительности, полнее раскрыть образ, характер героя.
Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой. Драматургия номера (развитие действия героев) раскрывается через композицию танца, а, следовательно, и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. И хотя законы драматургии не имеют ярко выраженных границ перехода от одной части к другой и носят условный характер, они требуют, чтобы, соотношения различных частей, их длительность, напряженность и насыщенность действия были подчинены единому замыслу, основной задаче.
Еще со времен Пифагора было доказано воздействие на зрителя различных построений, перестроений.
- спокойно-статичное - горизонтальное расположение рисунка
- возвышенное – вертикальное расположение рисунка
- возбуждающе-динамичное - диагональное расположение рисунка
Рисунок должен длиться ровно столько времени, сколько необходимо для его восприятия зрителем, но он не должен «надоесть».
Это в полной мере относится и к каждому движению, и к комбинации.
Рисунок, составленный из различных расположений фигур исполнителей, переплетения рук, различных ракурсов, называется (основным) композиционным рисунком.
Основных композиционных рисунков в хореографии, на наш взгляд существует два вида: круговые и линейные:
Круг - расположение исполнителей по кругу в затылок друг другу, лицом друг к другу, лицом или спиной в центр круга и так далее.
В народной хореографии, например, в хороводе, чаще использовалось круговое построение. Круг - основа славянских, грузинских, армянских и других народных танцев, которые исполнялись издавна «посолонь» (по солнцу – соответствует движению по часовой стрелке). Он возникал как связка, переход и своего рода зрительский отдых в линейных кадрилях. Пространства, многократно прочерченное линейными фигурами, переходами, неожиданно сглаживалось кружением пар, движением танцоров «посолонь».
Крут - это такое построение участников, когда они видят друг друга.
Круг имеет ряд разновидностей:
Круг в круге
Несколько кругов, несколько кругов по кругу
Круг образующийся парами, тройками ( карусель)
Звездочка
Корзиночка
Улитка
Линейные рисунки
Линия – расположение исполнителей боком
друг к другу, лицом к зрителю
Линейное построение в рисунке составляет сочетание шеренги и колонны
Шеренга - это расположение исполнителей
стоящих боком друг к другу
Колонна - стоим в затылок друг другу
Различные перестроения и переходы, сочетания шеренги и колонны создают бесконечное число рисунков, многие из которых имеют ассоциативные названия:
Крест
Прочес вправо, влево
Прочес вверх, вниз
Уголки (клин)
Книжка
Дощечка
Ручеек, воротца-пары
Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. В музыке необходимо услышать свой рисунок танца. Именно услышать. Он должен отражать характер музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с ее темпом и ритмом.
.
Окраску рисункам, их развитию дают повороты головы, движения рук, повороты корпуса.
С помощью рисунка танца можно управлять вниманием зрителя, если распределить рисунок так, чтобы второстепенное не отвлекало внимание, а помогало выделить и подчеркнуть главное.
ВОСПРИЯТИЕ РИСУНКА
Восприятие - форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их. Знание законов восприятия приводит к возникновению духовного контакта между исполнителями (артистами) и зрителями. Применение их в творческом процессе по созданию хореографического произведения позволяет автору придать своему творению большую реалистичность, помочь зрителю точнее оценить происходящее на сцене действие.
Длительность восприятия зависит от сложности рисунка, они находятся в прямо пропорциональной зависимости. Чем сложнее рисунок, тем он интенсивнее и дольше воспринимается зрителем, и наоборот. Обратно пропорциональная зависимость в восприятии рисунка существует в сочетании рисунка и лексики (хореографического текста). Чем сложнее рисунок, тем должна быть проще лексика и наоборот.
На восприятие рисунка влияет:
* костюм - покрой (длинный или короткий), цветовое решение;
* контрастность - сочетание горизонтального и вертикального, «собирание»
в «коробочку», к центру круга, и расход по всей площадке
* сочетание музыки и движения (музыка исполняется медленно, движение
- быстрее и наоборот);
* соответствие рисунка музыкальному материалу
* длительность музыкальной фразы.
Под восприятием также подразумевается место (точка) активного действия. Оно возникает между рисунками при композиционном переходе. Этот момент можно сделать пассивным или активным, украсив переход поворотом головы, взмахом платка, поворотом вокруг себя и т.д.
Благодаря этому у балетмейстера появляется возможность концентрировать внимание зрителя на определенном участке сцены и воздействовать на восприятие им хореографического произведения. Необходимо знать, как и в какой момент менять точку восприятия, чтобы правильно использовать рисунки.
По характеру восприятия рисунки могут быть следующими;
* образный рисунок - несет в себе какой-то конкретный образ. Например, стая летящих журавлей – клин. Для образного рисунка необходимо найти наиболее эффектную конкретную пластику движений и поступков, наиболее характерные перестроения;
* трюковой рисунок - отличается оригинальностью построения, выражает наиболее эффектное зрелище, вытекает из данной сценической ситуации, имеет элемент неожиданности. Например, движение круга по полукругу' переход из круга в две вертикальные или горизонтальные линии.
ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ВИДЫ РИСУНКОВ
Каждый рисунок и его построение отличаются один от другого определенной группой приемов.
Первая группа приемов:
- Прием дробления (рисунок возрастающей интенсивности). Основной рисунок делится на более мелкие, и из одного рисунка образуются два, три и более
- Прием укрупнения (рисунок убывающей интенсивности). Из двух и более рисунков образуется один
- Прием наращивания - встречается чаще всего в начале, танца (экспозиции). Например, выходит одна девушка, затем еще две, затем еще и так далее (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной).
- Прием усложнения - основной рисунок усложняется. Например, «шен», «воротца», различные «восьмерки» и так далее. Этот прием проявляется также тогда, когда внутри основного рисункаи во вне его есть еще какие-то перестроения
Вторая группа приемов - приемы подачи рисунков:
* «точка восприятия» (правильно найденный, центр рисунка) - цель ее привлечь внимание зрителя к главному;
* прием контраста - одновременное сочетание контрастных рисунков (например, «улитка», диагональ, шеренга);
* прием построения от частного к общему. Каждый участник исполняет свое движение или рисунок, создавая тем самым общий композиционный рисунок.
По сложности рисунки могут быть следующими:
* простой или одноплановый
* двухплановый - когда один рисунок является основным, а другой - второстепенным. В этом рисунке основным является «звездочка», а второстепенным - два круга. В основном рисунке движение наиболее яркое, насыщенное. Второстепенный рисунок должен «оттенять» основной;
* трехплановый - когда один рисунок главный, наиболее интенсивный, второй рисунок дополняет первый(аккомпанемент), подчеркивает главный, третий рисунок является второстепенным планом. В этом рисунке «звездочка» является основным рисунком, круг - аккомпанирующим, линии - второстепенным;
* многоплановый - то же, что и трехплановый, только по заднику может располагаться еще один рисунок, который является фоном. Фон в многоплановом рисунке создает атмосферу времени и места действия. Например, веточки березы в руках создают атмосферу березовой рощи. В этом рисунке есть и главный, аккомпанирующий, и второстепенный, фонирующий рисунок.
По расположению на сценической площадке рисунки могут быть симметричными и асимметричными (по отношению к мизансценической оси).
Симметричный рисунок. Симметрия - это одинаковое расположение равных частей танца по отношению к центру плоскости сцены. Она относится к числу наиболее сильных средств организации танца и является одной из причин активного воздействия на восприятие. Простейшим видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. Она может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Наивысшей ступенью симметричного рисунка является круг. Например, экспозиция хореографической сюиты «Лето» в постановке И. Моисеева построена на двух симметричных кругах.
Симметрия - многообразная закономерность создания танца, эффективное средство приведения его к единству. Однако применение симметричного рисунка должно быть поставлено в зависимость от целесообразности его использования в создании хореографического произведения. Использование симметричного рисунка, как, впрочем, и другого, не имеет смысла, если он не воспринимается из зрительного зала и не имеет смысловой нагрузки.
Асимметричный рисунок. Асимметрия, с точки зрения математических понятий, - лишь отсутствие симметрии. Отличительной чертой асимметричного рисунка является соподчинение различных рисунков друг другу, расположение которых не совпадает с геометрическим центром. Асимметричный рисунок может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются законам симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы, когда симметрии подчинены части, целое же - асимметрия.
На рисунок влияет
- тема и идея хореографического произведения
- характеристика действующих лиц
- музыкальный материал
- продолжительность музыкальной фразы
- логика развития рисунка от простого к сложному
- контрастность движения и музыки
- единство музыки, рисунка, костюма
- музыкальный темп, ритм
Также рисунок танца зависит от национальной принадлежности танца т.к. при создании народного танца учитываются сложившиеся в данной местности традиционные рисунки.
Литература:
1.Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983. С. 71.
2.Шаранова Н.И. «Детский танец» - М. - Кр., 2011 г.
3.Барышникова Г.Б. «Азбука хореографии» - С.-П., 1996 г
4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика.- СПб, 2000.
5.Богданов Г.П. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1987.
6.Бухвостова Л.В., Щекотина А.С. Композиция и постановка танца.- Орел, 2001.
7.Мочалов Ю.Н. Композиция сценического пространства.- М.: Музыкальная литература, 2001.
8.Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования.- М.: Педагогика, 1998.
9.Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Аджаматова С. И. РИСУНОК ТАНЦА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/67180-risunok-tantsa-kak-sostavnaya-chast-kompozitsii-tantsa (дата обращения: 21.11.2024)- Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком
- Воспитание детей средствами музыки в культурно-образовательном пространстве школы искусств
- Изучение личности обучающегося на уроках слесарного дела как условие осуществления индивидуального подхода. Эффективные способы организации урока в коррекционной школе
- Дифференцированное обучение на уроках математики
- Роль творческих заданий как средство развития креативного воображения младших школьников
- Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
- "Абайтану" пәнін мектепте оқытудың өзекті мәселелері
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4414 пользователей.
Отзывы