Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Метапредметный подход на уроках физической культуры с обучающимися с ОВЗ

Включает методическую разработку

Астафьева Любовь Васильевна

Учитель физической культуры

 МАОУ «Юговская средняя школа»

 Пермский район

Пермский край

Ловля и передача мяча:

метапредметный подход на уроках с детьми ОВЗ

 

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить особенности здоровья детей.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

        Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.   В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.  

Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их переутомление однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности.

Одним из выходов  -  могут быть физкультминутки в игровой деятельности, где ребёнок не только занимается физкультурой, но и отрабатывает навыки игры в баскетбол, повторяет пройденный материал по другим дисциплинам, тренирует память и внимание.

 В своей деятельности использую комплекс физкультминуток на основе элементов баскетбола, которые также применяются моими коллегами на других уроках.

Любая спортивная деятельность начинается с разминки. Предлагаю педагогам разминку с элементами баскетбола, которую можно использовать на уроках для  развития моторики, подготовки руки к письму и для включения детей в умственную деятельность (можно использовать на любом уроке с детьми ОВЗ):

  1. Вращение мяча вокруг кистей рук;
  2. Вращение мяча вокруг шеи;
  3. Вращение мяча вокруг туловища;
  4. «Восьмерка» вокруг ног;

Каждое упражнение выполняется под динамическую музыку (30 сек).

Так же на уроке  используются упражнения для сплочения коллектива,  ведь игра баскетбол – это командная игра. И для поднятия командного духа предлагаю встать в круг и выполнить упражнения, которые можно использовать на любых уроках с детьми ОВЗ. Приведу пример на конкретных предметных областях.

 

Математика.

На уроках математики для развития внимания и отработки знаний можно использовать прием «Скрытая передача мяча». К примеру, дети плохо знают таблицу умножения. Мяч передаём по круг, задавая примеры на умножения, дети, беря мяч в руки должны быстро дать ответ.

 

Русский язык.

Для формирования грамотного письма на уроках русского языка, можно использовать прием «Передача мяча в паре». На доске дети видят словарные слова, детям нужно выполнить передачу сверху (над головой) -внизу (между ног), проговаривая слова поочередно по слогам.

Литература.

Баскетбол может помочь детям с ОВЗ и на уроках литературы. Например, для отработки дикции, а так же для развития чувства ритма можно использовать упражнение «Ведение мяча на месте» с одновременным ритмичным проговариванием любого стихотворения. Например:

«Мой весёлый звонкий мяч

Ты куда помчался  вскачь

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой».

Окружающий мир.

Для актуализации знаний о растительном мире родного края, можно использовать прием «Передача мяча с боку  в парах». Стоя спиной друг к другу, надо назвать  растения, которые произрастают в Пермском крае.

Все эти упражнения лучше делать под музыку.

Таким образом, данные физкультминутки помогают обучающимся с ОВЗ освоить не только элементы баскетбола, но и развивают моторику, чувства ритма, мыслительную деятельность, обогащают словарный запас и расширяют кругозор,  тем самым помогают осваивать учебный материал по другим предметам.  

В нашей школе дети с ОВЗ наряду с детьми нормы выезжали на соревнования по баскетболу, принимали  участие в краевых соревнованиях «Волшебный мяч», «Тренер нашего двора».  По результатам ШБЛ наша школа занимает 1 место в районе.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (24.23 kB)
Автор:
учитель физической культуры, МАОУ "Юговская средняя школа"
Дата публикации: 05.02.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Астафьева Л. В. Метапредметный подход на уроках физической культуры с обучающимися с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/67247-metapredmetnyj-podkhod-na-urokakh-fizicheskoj-kultury-s-obuchayushchimisya-s-ovz (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию