статья Метапредметный подход на уроках физической культуры с обучающимися с ОВЗ
Астафьева Любовь Васильевна
Учитель физической культуры
МАОУ «Юговская средняя школа»
Пермский район
Пермский край
Ловля и передача мяча:
метапредметный подход на уроках с детьми ОВЗ
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить особенности здоровья детей.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.
Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их переутомление однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности.
Одним из выходов - могут быть физкультминутки в игровой деятельности, где ребёнок не только занимается физкультурой, но и отрабатывает навыки игры в баскетбол, повторяет пройденный материал по другим дисциплинам, тренирует память и внимание.
В своей деятельности использую комплекс физкультминуток на основе элементов баскетбола, которые также применяются моими коллегами на других уроках.
Любая спортивная деятельность начинается с разминки. Предлагаю педагогам разминку с элементами баскетбола, которую можно использовать на уроках для развития моторики, подготовки руки к письму и для включения детей в умственную деятельность (можно использовать на любом уроке с детьми ОВЗ):
- Вращение мяча вокруг кистей рук;
- Вращение мяча вокруг шеи;
- Вращение мяча вокруг туловища;
- «Восьмерка» вокруг ног;
Каждое упражнение выполняется под динамическую музыку (30 сек).
Так же на уроке используются упражнения для сплочения коллектива, ведь игра баскетбол – это командная игра. И для поднятия командного духа предлагаю встать в круг и выполнить упражнения, которые можно использовать на любых уроках с детьми ОВЗ. Приведу пример на конкретных предметных областях.
Математика.
На уроках математики для развития внимания и отработки знаний можно использовать прием «Скрытая передача мяча». К примеру, дети плохо знают таблицу умножения. Мяч передаём по круг, задавая примеры на умножения, дети, беря мяч в руки должны быстро дать ответ.
Русский язык.
Для формирования грамотного письма на уроках русского языка, можно использовать прием «Передача мяча в паре». На доске дети видят словарные слова, детям нужно выполнить передачу сверху (над головой) -внизу (между ног), проговаривая слова поочередно по слогам.
Литература.
Баскетбол может помочь детям с ОВЗ и на уроках литературы. Например, для отработки дикции, а так же для развития чувства ритма можно использовать упражнение «Ведение мяча на месте» с одновременным ритмичным проговариванием любого стихотворения. Например:
«Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой».
Окружающий мир.
Для актуализации знаний о растительном мире родного края, можно использовать прием «Передача мяча с боку в парах». Стоя спиной друг к другу, надо назвать растения, которые произрастают в Пермском крае.
Все эти упражнения лучше делать под музыку.
Таким образом, данные физкультминутки помогают обучающимся с ОВЗ освоить не только элементы баскетбола, но и развивают моторику, чувства ритма, мыслительную деятельность, обогащают словарный запас и расширяют кругозор, тем самым помогают осваивать учебный материал по другим предметам.
В нашей школе дети с ОВЗ наряду с детьми нормы выезжали на соревнования по баскетболу, принимали участие в краевых соревнованиях «Волшебный мяч», «Тренер нашего двора». По результатам ШБЛ наша школа занимает 1 место в районе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Астафьева Л. В. Метапредметный подход на уроках физической культуры с обучающимися с ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/67247-metapredmetnyj-podkhod-na-urokakh-fizicheskoj-kultury-s-obuchayushchimisya-s-ovz (дата обращения: 22.12.2024)- Крым наш
- Преемственность как передача знаний педагога ученикам
- Кластерный и проектный подход в обучении
- Совершенствование навыков чтения младших школьников
- Деятельность по формированию здорового образа жизни как одно из направлений воспитательной работы в общежитии колледжа
- Лекционно – семинарская форма обучения на уроках
- Особенности мышления у детей с ЗПР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9438 пользователей.
Отзывы