статья Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
« Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. Основным в дидактической игре на уроках является обучение. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся , делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.
В процессе использования на уроках дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.
Прежде всего, это:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счетом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: найди слова на букву и придумай свои слова с этой с этой буквой , составь узор, сложи картинку по образцу.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
При закреплении учащимися знания таблицы сложения « Поймай рыбку», таблиц сложения и вычитания в пределах 10. «Собери фрукты» «Посчитай сколько»
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести : игры « Я учитель», «Контролер» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Игровой прием включаю в разные этапы урока и отвожу на игру всего несколько минут - от 5 до 10. Приведу примеры дидактических игр, используемых мной на уроках
в начальных классах. Для создания эмоционального настроя применяю следующую игровую ситуацию.
Вот раздвигается на доске шторка и перед глазами детей волшебная дверца.
-Это волшебная дверца в страну Знаний,-говорю учащимся. У каждого из вас на партах-золотые ключики. Они тоже волшебные. Это ключи к знаниям. Ими мы откроем волшебную дверцу.
Детям хочется поскорее открыть эту необычную дверь, чтобы узнать, что же ждет их за нею.
На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино Веселые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи и совета у ребят. Как не помочь, например, трем поросята сосчитать желуди, а Буратино разгадать схему, слова, ребус или загадку.
Дидактические игры провожу ежедневно: на разных этапах уроков, во внеурочное время. Использую ценные знаки «облачко» (либо «улыбку») номиналом в 1, 2, 3 балла, что позволяет дифференцированно оценивать ответы. Помимо бальной «стоимости» каждый жетончик имеет альтернативную стоимость: разрешение на подсказку, освобождение от домашнего задания; поощряется быстрота, правильность, неординарное решение.
Примером таких игр служат «Игры-путешествия»
- «Путешествие по парку нашего города»
Игра проводится на уроке познания мира после изучения темы «Растения нашего края». Заранее готовлю и приношу на урок в закрытой коробке веточку сосны, ели, листок березы, клена, ягоды рябины, плоды дуба, ели и т.п. Дети поочередно подходят к коробочке и достают один предмет. Ребенок называет предмет и рассказывает все, что он о нем знает. За правильный рассказ ученик получает «облачко». Если рассказ неполный, дополняет другой ребенок и тоже имеет право на «облачко». Путешествие заканчиваем подведением итогов, отгадыванием загадок о природе.
- «Путешествуй вместе с белочкой
Провожу на уроке познания мира , русского языка и на уроке математики. На уроке познании мира - предлагаю белочке собрать съедобные - несъедобные грибы. На доске написаны слоги: с одинаковыми гласными и слоги с одинаковыми согласными. Сообщаю игровую задачу: провести белочку , прыгая по слогам с одинаковым согласным звуком, либо гласным .
да но
ня
ра са ма
ва на ны
не ла ну ни
Вызванный ученик «перепрыгивает» по слогам, читая их, проводит белочку . За безошибочное выполнение ребенок получает «облачко».
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, стремление что-то узнать, чему-то научиться.
3, «Путешествие по Стране знаний»
Предлагаю ребятам в 1 классе отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид транспорта предлагаю поезд, можно, чтобы дети выбрали сами. Дети делятся на «вагоны» по 5 человек, выбирают проводника. Ему мы надеваем пилотку и даем флажок. После вводной беседы о маршруте отправляемся по станциям, где нас встречают ее хозяева. (С ними договариваюсь заранее). Наш поезд побывал в кабинете технологии, информатики, директора, библиотеки. По возвращении в класс, дети обмениваются впечатлениями, называют станции, где им больше понравилось. Принимаю к сведению их пожелания, что еще хотели бы они увидеть в своей школе.
- На уроке русского языка провожу игру при написании маленьких рассказов-
рассуждений. Работа проводится в группах по пять человек. Игра начинается со слов
«Если бы у меня была одна буква...». Ученикам предлагаю придумать небольшой рассказ, где слова начинаются на одну букву. Примеры рассказов :
а)Папа позвал Пашу. Паша подбежал. Папа привез Паше подарки. Паша получил пистолет, паровоз. Пистолет палит, паровоз пыхтит
б)Петушок перебирал перышки. Пять петушков пищали. Петушок побежал, принес пить. Птички попили. Петушок пел песенку.
в) Старая сосна. Солнце спряталось. Сорочата сидят, ссорятся со скуки. Строгая сорока сказала: «Стыдно, сорочата!» Сорочата слушают..
Такие игры дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Игры-предположения. Что было бы...? Или «Что бы я сделал..» , « Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?». Дети высказывают предположения. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент : « Кто быстрее сообразит?»
Примером служат:
- «Лесная школа»
Игру провожу на уроке литературного чтения во время закрепления изученного материала. Предлагаю детям игровую ситуацию: «Для зверей открыли лесную школу. Звери, как и мы, учатся читать слова. Прошу детей показать, как бы прочитал стихотворение тот или иной зверь.
Ой, мой, маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой, пригоженький.
Вызванный ученик выбирает животное по желанию, берет в руки соответствующую картинку и читает стихотворение, стараясь голосом передать характер животного. Игра начинается словами: «Если бы я был (а)...».
В следующий раз вызываю двух учеников. Каждый из них выбирает себе игрушку. Они изображают животных, имитируют поведение и голос избранных животных, читают диалог по ролям.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик
Ой, ты , Танечка , не плачь
Не утонет в речке мяч.
Таким образом, перед детьми ставится задача и создается ситуация , которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется познавательная деятельность детей.
- «Как я выполнил и почему?»
На уроке русского языка предлагаю ученикам выполнить задание самостоятельно, затем объяснить ход рассуждений.
Вставь по аналогии:
Черное - белое, огонь - вода.
Рысь - кошка, волк - ... .
Радио - звук, лампа - ... .
Музыка - ноты, речь -... .
Рак - клешня, человек -... .
- «Допиши по аналогии» провожу на уроке познание мира.
Птица - птенец
Собака -_______
Овца -_________
Лошадь -_______
Рыба -__________
Бабочка —______
Корова -________
- «Найди пару
На уроке познания мира предлагаю ученикам подобрать к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, соединить стрелочкой.
Стадо рыб
Табун коров
Стая лошадей
Рой волков
Косяк овец
Отара пчёл
Игры-загадки. Загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать
- На уроке познания мира при изучении темы: «Какие бывают животные» предлагаю
классу игру-загадку «Хлопай, не зевай». Перед игрой предупреждаю, что называть буду
только птиц, но если вы услышите, что появилась не птица, а другое животное, то дайте мне знать. Можно хлопнуть в ладоши.
Утка, филин, шмель, сова.
Иволга, жаворонок, страус, варан и т.п.
(Подводится итог, раздаются жетоны)
- Младшие школьники очень любят загадки-стихи на уроках математики. Провожу их на различных этапах урока: математическом диктанте, повторении, в конце урока для снятия напряжения и даже после выполнения физминутки, когда дети еще не сели за парты. Например,
а) Подарил ежатам ежик б) На этой тарелочке -
Восемь новеньких сапожек. Трубочки с кремом.
От восторга ежата визжат. Маленьким деточкам нравится крем.
Сколько было у папы ежат? : Сколько останется трубочек с
кремом,
Если нечаянно крем я весь съем? Задачи-шутки, например,
а) Надо разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно осталось в
корзинке. (Одна девочка должна взять яблоко вместе с корзинкой)
б) К вам пришли Буратино и Мальвина. Вы хотите угостить их яблоками, но яблоко
одно. Вы разрезали его пополам. Кому отдадите большую половину?
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
- «Найди спрятанное слово»
На уроке познания мира предлагаю ученикам подобрать к словам из первого
Ученик получает карточку (буквы могут быть написаны на доске), внимательно рассматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их, либо называет. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие.
бвосютррыибебвсррадугамтвдъсолнышкожваучбд щтраважбъартиюецветокпрржукиъблыоюишптщаюъвчгн
Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица.
Игры-беседы (диалоги)
«Что делает сказочный герой?»
Игру провожу на уроке литературного чтения.
На доске прикрепляю картинки сказочных героев..
В начале урока ребята получают конверты, в которых лежат карточки со словам
Задание выполняется в паре (можно группой). Ученикам нужно подобрать слово для сказочного героя и объяснить свой выбор. Например, Колобок путешествует. Вспомнить или придумать небольшой диалог героев и показать (рассказать) классу.
Названные игры представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.
Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, тем самым активизировать познавательную деятельность.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Березикова Е. А. Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/67294-igrovye-tekhnologii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoj-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Инновационные технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
- Использование дуальной системы образований для улучшения конкурентоспособности будущих специалистов
- Детский оркестр как средство формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- Игровые технологии
- Способы развития волевой саморгуляции младших школьников
- Информатика как средство организации учебной деятельности в колледже
- Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3060 пользователей.
Отзывы