Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Роль дидактических игр в процессе изучения математики

Роль дидактических игр в процессе изучения математики

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, 
нужно любить то, что преподаёшь, 
и любить тех, кому преподаёшь». 

Василий Ключевский

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. 

Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» – лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Имени первого учителя ребёнок не забывает никогда! 

Правильно сказал Роберт Рождественский, что профессия учителя – «профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём. Словом, быть социально успешным человеком.

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь.

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. 

Главные принципы моей работы:

  • • «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили. 
  • • «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх. 
  • • «Терпение и труд все перетрут».

Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников». 

Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. Всё, что им сделано, остаётся жить в нем самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность на земле.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…» Л.С. Выгодский. Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь, не утратив интереса в учёбе, не потеряв веру в себя. Учитель должен помочь каждому ученику проявить себя и развивать свою индивидуальность на уроке. Я работаю по программе «Школа России». Работаю над методической темой «Роль дидактических игр в процессе изучения математики». Игра - это средство повышения интереса учащихся к урокам. Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет в жизни, в труде. Именно поэтому игра издавна считается надежным и испытанным средством воспитания. Но не только воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы можно ликвидировать при помощи игр. У врачей – психиатров есть даже термин «игротерапия». И эта терапия оказывается нередко действеннее самых лекарств. Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Особое место в обучении занимает творческая игра, которая наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важнейшим средством воспитания. Она дает возможность широкому раскрытию личности ребенка, развивает творческие способности, сплачивает школьников на основе общих замыслов и интересов. В любой работе важен конечный результат. Игра поможет ребятам увидеть, как их знания могут применяться на практике, в реальной жизненной ситуации. С помощью игры дети открывают что-то новое, неожиданное, создает такие ситуации, которые заставляют учащихся удивиться и задуматься. В игровой форме дети с увлечением считают, составляют примеры и задачи, решают их и записывают результаты. Использование игр в учебном процессе, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Дети стремятся не только сами хорошо выполнить задания, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

На уроках стараюсь использовать опорные схемы, карточки с инструкциями, рисунками, схемами, моделями, словари, таблицы, справочники, ТСО, загадки и пословицы. Стараюсь проверять ежедневно выполнение домашних заданий, а также создать необходимые условия для выполнения самостоятельных работ и одновременно для развития индивидуальности каждого ребёнка. Правильность выполнения самостоятельных работ по математике проверяю в ходе самоподготовки. Иногда привлекаю себе в помощь хорошо успевающих учеников. После каждой темы по математике провожу самостоятельную или контрольную работу. Самостоятельная работа заканчивается подведением итогов, где отмечаю кратко положительные и отрицательные стороны и недостатки выполненных работ. Стараюсь давать как можно меньше письменных заданий на дом, чтобы освободить время детей для чтения. На уроке каждый получает оценку своего труда. Создавая проблемную ситуацию на всех уроках математики, я организовываю самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний или упражняю в самостоятельном анализе, сравнении, обобщении. На мой взгляд, результативность использования данной программы, хорошая.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…».

Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на все самое лучшее и ценное в педагогике. Одновременно с этим я веду постоянный поиск новых путей реализации поставленных задач.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (34.50 kB)
Автор:
Учитель начальных классов. " Специальная (коррекционная) школа № 107 г.Новосибирска
Дата публикации: 11.02.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кулешова О. А. Роль дидактических игр в процессе изучения математики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/67570-rol-didakticheskikh-igr-v-protsesse-izucheniya-matematiki (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию