статья Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе
Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе
«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А. Сухомлинский
Практическая работа - это основная форма развития познавательной деятельности младших школьников.
Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.
Круг практических работ» весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
К практическим работам по «человек и мир» относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
- творческий.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
а) по предоставленному ему учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 - 5 человек и в больших группах.
По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.
Практические работы могут выполняться:
- без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);
- на основе одного источника, например, карты, плана или текста;
- на основе нескольких источников.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.
В курсе «Человек и мир» со 2 по 3 класс (практическое преподавание во 2 и 3 классах по учебной программе, в 1 и 4 классах практические работы не проводятся) определены следующие практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
В разделе «Неживая природа и человек» представлены следующие практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).
В разделе «Живая природа и человек» практические работы предполагают участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
В разделе «Земля на глобусе и карте» выполняются такие работы, как: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.
В разделе «Земля на глобусе и карте» выполняются такие практические работы, как: глобус - модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.
Практические работы по курсу «Человек и мир» проводится с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний, умений на практике, что способствует углублению знаний и умений, решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Следует отметить, что для учителя очень важно создавать благоприятные условия для самостоятельной практической творческой деятельности школьников и умело направлять эту деятельность.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Галиуллина . . Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/70415-metodika-provedeniya-prakticheskikh-rabot-na-urokakh-okruzhayushchego-mira-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 14.11.2024)- РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА (БАЯНИСТА АККОРДЕОНИСТА) В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ НАРОДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЁТНОГО СОСТАВА НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СНАРЯДАХ В ПЕРИОД С 1954 ПО 2020 г.г
- Дифференциация звуков [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях
- Конкурсная деятельность учителя как фактор повышения качества урока
- Использование современных образовательных технологий
- Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка
- Трудности в обучении русскому языку детей-инофонов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7277 пользователей.
Отзывы