статья Духовно - нравственное воспитание - основа всех основ
Выступление классного руководителя на родительском собрании
Тема «Духовно – нравственное воспитание – основа всех основ»
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в них. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины…это зависит от нас. Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии.
Все это вызывает беспокойство за будущее России. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание в нашей школе осуществляется через уроки, внеурочную деятельность, дополнительное образование, внеклассную работу, часы общения, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитательная работа ведётся в нашей школе по 5 направлениям, а именно
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Все направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных качеств.
Каждое из этих направлений значимо, актуально, необходимо для формирования личности современного гражданина. Но есть наиболее приоритетные.
Так работа по привитию обучающимся навыков здорового образа жизни, развитию и совершенствовании их физических качеств ведётся круглогодично и включает в себя дни здоровья, ежедневную зарядку, игровые перемены и физкультминутки на уроках. На классных часах дети получают необходимую информацию о ЗОЖ, правилах гигиены.
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является воспитание нравственных чувств и этического сознания. В этом плане в нашей школе проводится с детьми немало различных мероприятий. С начала учебного года, мы совместно с районным отделом образования, разработали план духовно –нравственного воспитания. В неделю 2 раза у нас проходят классные часы по теме «Уроки жизни». Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие в районном мероприятии «Брейн - ринг», посвященный родному краю.
В школе ведутся факультативные курсы, направленные на воспитание нравственных чувств, такие как: «Мир вокруг нас», «Притчевое начало художественных произведений», «Уроки милосердия».
Ученики под руководством классных руководителей работают уже несколько лет над проектом «Святые истоки».
Частью духовного воспитания является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, целью которого является воспитание любви к Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.
По этому направлению в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, Зарница, День призывника, акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и многие другие.
В Школе действует волонтёрский отряд «По зову сердца». Суть движения- помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Волонтёрская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своём селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
В копилке уже немало добрых дел: шефство над ветеранами, операция "Дарить радость людям" - поздравление на дому мини-концертными программами ветеранов войны и труда с Днём пожилого человека, Днём учителя, Днём Победы, самостоятельное выращивание рассады цветов с последующей высадкой у памятника павшим воинам, шефство над памятником- обелиском родной деревни.
Невозможно воспитать патриота, не изучая при этом историю своей малой родины. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Наши ученики посетили музей- краеведения района, Ребята не только познакомились с музеем, но и в сервисе Веб 2. сделали панораму его коллекций и создали виртуальный музей.
Я считаю, что с ребятами нужно практиковать походы по памятным местам встречаться с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Только так, на конкретных примерах, можно реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле, к людям.
Экологическое направление воспитательной работы предусматривает различные турниры, игры, экологические праздники. Эти мероприятия дети любят, тема природы им интересна и близка. Участвуем в природо - охранительной деятельности: в школе проводим экологические акции, высаживаем весной растения, создаём цветочные клумбы, очищаем от мусора территорию.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование убеждения о ценности семьи, дружбы, развитие трудолюбия, интеллекта, Чувства прекрасного. Создают условия для формирования этих качеств различные творческие конкурсы: рисунков, газет, фотографий, видеосюжетов, презентаций, поделок. Мы учим детей замечать прекрасное рядом с собой, отражать его в своих работах и эффектно доносить до зрителей. Конкурсы исполнителей песен и стихов демонстрируют творческие способности детей, одновременно воспитывая участников и зрителей. Традиционные мероприятия стараемся проводить в красиво оформленном помещении, используем все технические средства. Особые требования предъявляем к сценариям проводимых мероприятий: актуальность, новизна, юмор, зрелищность. Конкурсы и викторины всегда новые, интересные; много желающих в них участвовать.
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Поэтому с родителями стараемся сотрудничать, проводим на общешкольных и классных родительских собраниях беседы по поводу духовно - нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаем к активному участию в конкурсах, выставках, ярмарках, приглашаем на утренники, посвященные «Дню матери», «8 Марта», «Новому году», праздничные вечера, спортивные состязания..
В школе существует свой инструментарий для оценки достижений обучающихся - «Звёздный рейтинг». Это стенд, на котором красочно отражаются все достижения классных коллективов и каждого ребёнка за год: хорошая успеваемость, призовые места в школьных, районных конкурсах, спортивных соревнованиях. Отражается и участие обучающихся в наиболее значимых социальных конкурсах, проектах и мероприятиях. В конце года определяются победители, набравшие больше всех баллов, они получают заслуженные награды. Эта система оценки наглядна и эффективна, дети следят за своими звёздочками и стараются участвовать во всех конкурсах.
Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и здоровье нашего общества. И воспитание средствами народной педагогики, включающее в себя знакомство с ценностями родного народа, является тем спасительным мостиком, который позволить связать воедино прошлое и настоящее, обрести народу почти угаснувшее сегодня национальное самосознание.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Марданова Г. М. Духовно - нравственное воспитание - основа всех основ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/71480-vystuplenie-an-roditelskom-sobranii-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-osnova-vsekh-osnov (дата обращения: 14.11.2024)- Эффективность изучения геометрии
- Использование игровых технологий в преподавании иностранного языка
- Модель организации психомоторного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС
- Места наименьшего сопротивления подростков
- Использование сюжетно-ролевой игры как средства обучения немецкому языку на начальном этапе
- Обучение с увлечением-современная концепция образования
- ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10405 пользователей.
Отзывы