статья Феномен буллинга в подростковой среде
Феномен буллинга в подростковой среде
Аннотация
В образовательных учреждениях современного типа достаточно часто возникают сложные ситуации, когда родители и педагоги не могут предотвратить проявление агрессии среди подростков. Поэтому родителям и педагогам необходимо обладать психологическими знаниями, чтобы противостоять проявлению такой агрессивности. Одной из форм проявления насилия является буллинг. Настоящая статья отображает основные особенности конфликтности и агрессивности среди подростков, вопросы травли учеников сверстниками(буллинг)
Ключевые слова: агрессивность, буллинг, конфликт, образовательная среда, подросток, травля, форма поведения
В настоящее время все более актуальной становится проблема буллинга в подростковой среде. Буллинг (или травля детей со стороны сверстников) сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах. Следствием данной проблемы является: повышенный уровень агрессии и насилия в коллективе, различные виды эмоциональных нарушений и невротические состояния школьников.
Проблематика насилия рассматривается во многих отраслях научного знания: в философии, психологии, педагогике, социологии и др. Это серьезная социально-педагогическая проблема, которая затронула образовательные учреждения и за рубежом, и в нашей стране.
В отечественной литературе буллинг является достаточно новым направлением исследований. Можно найти изучения отдельных компонентов этого понятия были изучены в работах таких исследователей как - В. С. Собкина, М. Г. Нечаевой, Г. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, И. А. Фурмановой.
Каждой из форм агрессивности присуща одна общая черта, а именно, все формы агрессивности проявляются при попытках контролировать жизненные ситуации и влиять на нее для совершенствования себя или своего окружения. Проявления агрессивности необходимы человеку, а точнее его деятельности, т.к. при индивидуальном развитии человеку приходится сталкиваться с препятствиями, которые агрессивность помогает преодолевать.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками.
В подростковом возрасте часто встречаются различные формы агрессивного поведения. Е. В. Змановская писала, что является абсолютно нормальным проявление агрессии как защитной реакции, в некоторых ситуациях агрессия бывает даже полезной. Бывают исключения, агрессия в роли стойкой формы поведения, которая сохраняется, развивается и преобразуется в стойкое качество личности встречается у определенной группы детей. Уже у взрослого человека, может снизится производительный потенциал, нарушается процесс общения и деградирует личностное развитие, в итоге такой человек создает неудобства окружающим его людям и калечит сам себя.
В 2018 году в социальной сети «ВКонтакте» в группе телеканала «НОВОСТИ. Антенна-7» был проведен анонимный опрос. В данном опросе задавался вопрос о том, сталкивались ли люди или, возможно, их дети с буллингом (травлей) в школе или социальных сетях. В качестве ответов было предложено несколько вариантов: «Да, постоянно»; «Бывало»; «Со мной не случалось, но друзья (родственники, знакомые) сталкивались с такой проблемой»; «Нет, не сталкивался ни я сам, и никто из знакомых»; «Они сами поддаются, поэтому я (и мои друзья) травим таких слабаков»; «Первый раз слышу, что у нас в школе и соцсетях такое возможно».
Результат опроса представлен ниже на рисунке 1.
Рис.1. Результаты опроса по буллингу «ВКонтакте»,%
Таким образом, можно сделать вывод, что распространенность этого явления довольно широка.
Следовательно, можно сделать такие выводы.
- буллинг - это форма деструктивного агрессивного поведения;
- данное явление достаточно распространено в образовательных учреждениях;
-следует направлять более пристальное внимание этой проблеме с целью ее профилактики и искоренения и формирования отчетливой этической позиции неприятия и противодействия любым проявлениям насилия
Изучение подросткового буллинга - это сложный процесс, который должен опираться не только на изучении мотивов, целей, степени содержания субъективного контроля, но также немаловажным является изучение психологических особенностей буллинга у подростков.
Такой подход сможет открыть возможности для разработки программ психологической помощи школьникам, участвующим в процессе буллинга.
Пристатейный список литературы
- Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – №4. – С. 4-11.
- Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В. П. Астафьева -2015 - № 3 (33) - С. 138-143.
- Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 16. С. 8.
- Каплий А.К., Власов А.Ю. Буллинг в образовательной среде. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. - С. 192-194.
- Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М., Ерофеева М. А., Полякова Л. В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235
- Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. – М.: Олма Пресс, – 2010. – С. 39
- Социальная группа во «ВКонтакте»: «НОВОСТИ. Антенна-7», запись от 30 ноября 2018 года. URL: https://vk.com/novostia7
- Требина Е. А. Основные направления психолого-педагогической профилактики буллинга в начальной школе // Мир детства в современном образовательном пространстве - 2017 - С. 152-154.
Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В. П. Астафьева -2015 - № 3 (33) - С. 138-143.
Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 16. С. 8.
Каплий А.К., Власов А.Ю. Буллинг в образовательной среде. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. - С. 192-194.
Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М., Ерофеева М. А., Полякова Л. В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235
Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. – М.: Олма Пресс, – 2010. – С. 39
Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – №4. – С. 4-11.
Социальная группа во «ВКонтакте»: «НОВОСТИ. Антенна-7», запись от 30 ноября 2018 года. URL: https://vk.com/novostia7
Требина Е. А. Основные направления психолого-педагогической профилактики буллинга в начальной школе // Мир детства в современном образовательном пространстве - 2017 - С. 152-154.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Малышев Г. А. Феномен буллинга в подростковой среде // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/71549-fenomen-bullinga-v-podrostkovoj-srede (дата обращения: 22.12.2024)- Формирование нравственных ценностей младших школьников
- Из опыта работы. Первые шаги обучения счёту. VIII вид, индивидуальное обучение
- Методы формирования жизненных компетенций у детей с расстройством аутистического спектра
- История Куликовской битвы
- Применение нетрадиционных способов рисования на занятиях Волшебный карандаш
- Работа со слабоуспевающими обучающимися 9-ых классов по информатике и ИКТ на 2022-2023 уч.год
- Взаимосвязь основного и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.