Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ТВОРЧЕСТВО Б. КУЛИКОВА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

          ТВОРЧЕСТВО Б. КУЛИКОВА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

   

      Памятная Доска на здании нашей школы с портретом Б.Н.Куликова говорит о том, что в ней учился известный русский писатель Б.Н.Куликов. Это, конечно, ко многому обязывает.

      В городе, безусловно, много сделано, чтобы увековечить память о знаменитом земляке. Проспект назван его именем. Ежегодно проводится прекрасный праздник – Куликовская осень. Но самая светлая память о поэте и писателе – это когда востребованы его книги. Их читают, обсуждают, спорят, грустят, улыбаются при их чтении. Когда к такому «не рукотворному» памятнику прикасается детская душа и озаряется добрым светом тепла, любви, жажды жизни.

      Ни один школьный праздник, посвященный дню города, юбилею Ростовской области, не обходится без стихов Бориса Николаевича. Когда к 80-летию нашего края мы проводили конкурс чтецов стихов донских поэтов по параллелям, в первую очередь дети читали стихи Бориса Николаевича.

       С казачьей удалью, размахом, раскатисто звучало стихотворение «Семикаракорск» в исполнении Алексея Смольнякова. Мне казалось, что лучше Петра Кунаховца и Дмитрия Ивановича Смольнякова, отца Леши, никто его так удачно и верно не читает. Оказалось, что сыновья это делают не хуже, и казачий дух жив в наших детях. Несколько лет в школе проходит научно-практическая конференция старшеклассников. В течение года ребята под руководством учителя пишут реферат, а потом в мае его защищают в торжественной обстановке в актовом зале перед учениками 9-11 классов, родителями и учителями. Два прекрасных реферата было представлено по творчеству Бориса Николаевича «Место публицистики в творчестве Б.Н.Куликова», «Образ родной земли в творчестве Б.Куликова». В этих работах учащиеся глубоко, научно исследовали творческое наследие Бориса Николаевича и получили высокую оценку слушателей.

         Уже много лет в нашей школе существует программа по литературе «Творчество донских писателей в школьном изучении». Это значит, что помимо основного курса на уроках мы читаем произведения М.А.Шолохова, В.А.Закруткина, Б.Н.Куликова. С 5 по 11 класс в соответствии с возрастными особенностями мы знакомим со стихами Бориса Николаевича. Начинаем со, ставшими своего рода классикой, «Откуда я?», «Казачий дух», «Родина», «Донщина». Эти стихи - признание в любви к родному краю и людям, живущим в нем; гордость принадлежностью к казачеству, интерес к его истории. Сам поэт определил свое понимание любви к Родине так: «Что значит любить землю? Это значит работать на ней, знать ее радости и беды». Подкупает детей искренность, открытость, сердечность строк, посвящаемых землякам-семикаракорцам.

              Каждою кровиночкой приемлю

              Радости и беды земляков.

              Говорю не ради слова красного   

         Читая такие стихи, невольно думаешь об их важности в воспитании патриотических чувств у молодых семикаракорцев.

          Прекрасны стихи о природе («Первый дождь», «Над тихой заводью реки…», «Август» и др.), философские размышления о жизни (7-8 кл.):

                                   Узнайте трудную работу –

                                   Легко на сердце будет жить.

         Красота чувств, глубина переживаний, святое, трепетное отношение к женщине (10 кл.) понятны старшеклассникам:

                                   Я не обидел вас ни взглядом,

                                   Ни словом вас не оскорбил,

                                   Быть не отваживался рядом –

                                   Я молча издали любил.

         Всем известно, что Борис Николаевич очень любил животных и «зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове».

         Рассказ «Собака» (5 кл.) просто никого не оставляет равнодушным.

        Когда-то Барс спас жизнь хозяину, защитив его от рогов быка. А теперь к хозяину приехала дочь из города, у которой не сложилась личная жизнь. Хозяин прогнал ее из дому. Ходит сердитый, злость срывает на собаке.

        О готовности защитить животных, о душевной щедрости рассказ «Бездомная».

        В 9-ом классе на одном дыхании читается повесть «Облава».

        Застывшая от стужи степь гонит волчицу в поисках пищи к людям, к кошаре. На невысоком степном бугорке выкатились из глаз две теплые капли. Это были слезы безнадежного отчаяния, страшного одиночества.

        Рассказ «Ты и все живое» (11 кл.) тематически и идейно связан с повестью «Облава». Мы видим неповторимые картины донской природы. Писатель возвращается к ощущениям, когда он был 20-ти лет, только начал печататься и жаждал славы.

         Удивительно трогателен рассказ о спасенной им ежихе.

         Собрался автор на рыбалку на Сал, с вечера накопал червей, спрятал под кровать. Рано утром на полу была только земля, ни единого червяка. Рыбалка не состоялась. Горе огромного черного кота Уголька было так велико, что казалось, из его раскосых желтых глаз вот-вот брызнут слезы. А ежиха, высунув хитрую мордочку, смотрела весело на суматоху, а между ее колючек ползал жирный красный червяк. Этот бесхитростный рассказ заканчивается глубокой тревогой за все живое на земле: «Сидишь часами, вспоминаешь прошлые рыбацкие удачи, живописные луга и поля, полноводные реки и клянешь себя, что и сам когда-то радуясь прогрессу, «преобразованию» природы, смотрел на себя на борца с нею, а не как на ее сына, друга, сожителя.

        Но утешаешься мыслью, что золотая цепь «ты и все живое» еще не лопнула окончательно, еще можно общими усилиями спаять страшную трещину, скрепить заново цепь, чтобы внуки наши, как мы в далеком детстве и счастливой юности, любовались бы и гордым полетом орла в небе, наслаждались бы пением весенних птиц и поздних перепелов, забавой с доверчивыми лесными и степными зверюшками.

         Не это ли заставляет любить нас все живое, а вместе с ним и самих себя?»

        В 6-ом классе мы читаем новеллу «Наши пришли» из автобиографической повести «память сердца». Борис Николаевич сберег в памяти тяжелые дни войны. Ребенок 6-8 лет рассказывает о разгуле смерти и крови, о слезах и потерях близких. О первой бомбежке и растерзанной осколками маме. В станице был ад. Но неудержимо стремление покинуть спасительный погреб, кинуться к забору и своими глазами увидеть, что творится в занятой фашистами станице.

         Эти далекие и больные дни со страшной силой запали в маленькое сердце героя Васи, а мы знаем, самого автора. Борис Николаевич не любил вспоминать военные годы и писать о них.

        В 7-8 классах мы читаем  и обсуждаем рассказы «Зачем живут медузы», «Орех», в которых автор поднимает многие нравственные проблемы (отношение к труду, к природе, как проявления чистоты), говорит о чести и порядочности. А  рассказы «Летающая тарелка», «Завоеватель», «Братья по разуму» пример широты интересов и фантазии писателя, его чувства юмора. Как и в жизни, высокое и грустное слились вместе.

        Кем стать? Каким быть? Над этим серьезно заставляет задуматься повесть «На отшибе», которую мы читаем в 10-м классе.

        Бывший кузнец Михаил Сычев один, как сыч. Жил на Акимовой косе, браконьерничал. Жена его Лизавета продавала рыбу в станице, возила в Ростов, в Шахты – там платили дороже.

        Русская литература всегда отличалась своей гуманностью. Произведения Бориса Николаевича тоже очень человечны. Он в этой повести не только сурово бичует человека, оставшегося в стороне от большой жизни, осуждает его эгоизм, себялюбие, но не в меньшей степени как бы говорит: не проходите мимо тех, кто в силу сложившихся обстоятельств то ли по собственной вине оступился. Писатель обнаруживает в дяде Мише скрытое что-то человеческое. Поэтому так драматичны последние страницы повести, сцены гибели Селезнева и Сыча.

        Велика нравственная и воспитательная ценность очерков Бориса Николаевича. Их мы читаем в 11 классе:   «Во славу России» о покорении Сибири, о Ермаке. Автор пишет о том, что страшнее, чем потеря исторической памяти, потерь быть не может. «Радуга жизни» о В.А.Закруткине, «Пухляковские маки» об Анатолии Калинине. В этом очерке выражена важная для Куликова мысль: «Пребудет в памяти народной тот художник, чьи корни связаны с глубинными, неумирающими корнями. Останется в памяти народной и человек, чья жизнь – яркая, дерзкая, как маков цвет». Разве эти строки не о самом Б.Н.Куликове?

         Его книги проникнуты бесконечной любовью к малой родине – Семикаракорам, верой в человека, радостью жизни, твердая гражданская позиция - все это достойно глубокого уважения. И мы, учителя литературы, будем вместе с детьми и дальше осваивать простое и мудрое литературное наследие Б.Н.Куликова.   

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (36.00 kB)
Автор:
учитель МБОУ СОШ №1 г.Семикаракорска
Дата публикации: 28.05.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ефремова Г. П. ТВОРЧЕСТВО Б. КУЛИКОВА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/71791-statya-tvorchestvo-b-kulikova-v-shkolnom-izuchenii (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию