статья Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как условие развития основ умения учиться
За последнее время в мире изменились приоритеты образования: если прежде знания ценились сами по себе, то теперь кроме самих знаний ценится умение приобретать и эффективно их использовать. Самостоятельность учебных действий включает в себя и оценочную самостоятельность. Оценочная самостоятельность предполагает умение школьника осуществлять самоконтроль процесса и результата учебной деятельности и самооценку выполненной работы в соответствии с заданными критериями и показателями.
Самооценка — это знания о собственных возможностях и ограничениях; умения отделять известное от неизвестного, грамотно задавать вопрос для уточнения непонятного задания или выбора способа решения; умения видеть себя со стороны, анализировать собственные действия, не считая свою точку зрения единственно правильной.
Самооценка может быть двух видов: ретроспективная (после выполнения задания) и прогностическая (до выполнения работы).
Как и любому другому виду деятельности, младших школьников необходимо учить умению оценивать себя. По мнению психологов самооценка наиболее эффективно развивается именно в младшем школьном возрасте.
Работу по формированию адекватной самооценки школьника я начинаю с первого дня его нахождения в учебном заведении, т. е. с курса «Введение в школьную жизнь».
При этом, на мой взгляд, должны соблюдаться основные принципы оценивания:
1) прежде чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;
2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом -- взрослым (приоритет самооценки);
3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.
Формировать самооценку лучше всего с ретроспективной, так как она проще. Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания.
Освоение форм самооценки в первом классе можно начинать с оценивания выполненного задания с помощью знаков +, -, ?. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование -- самооценка учеников опережает оценку учителя. Установив показатель, учитель может обратиться к ученикам с предложением проверить свою работу по совместно выбранному показателю (например, соответствие образцу) и оценить полученный результат.
Учащимся даются пояснения: если ваша работа выполнена правильно (соответствует образцу), можете поставить в квадрате знак «+», если вы обнаружили в своей работе ошибки, поставьте знак «-», если вы не знаете правильно выполнена ваша работа или нет, сомневаетесь, есть ли у вас ошибки или нет, поставьте в квадрате знак «?».
По мере овладения учащимися этим навыком самооценки, можно переходить к оцениванию с помощью «волшебных линеечек». Требуется отметить, что соотнесение оценки ребенка и взрослого может быть только по тем критериям, которые не затрагивают внутренний мир ребенка. Например, соотношение оценки по такому критерию, как интерес к заданию, недопустимо.
Например: необходимо решить четыре примера на состав числа пять. Учитель совместно с детьми может выработать следующие критерии:
а) правильность решения каждого примера; б) правильность написания цифр;
в) аккуратность выполненной работы. Линеечки выносятся на доску, а учитель подробным образом объясняет, что и как оценивать на каждой линейке.
На первой линеечке, если ученик решил все примеры правильно, он ставит крестик на самом верху; если допустил одну ошибку, — то выше середины; если две, — то посередине; если три, — то ниже середины; если все примеры решены неправильно, — то в самом низу.
На второй линеечке ученик оценит свое умение правильно писать цифры. Если он считает, что все цифры написаны правильно, то поставит крестик вверху; если есть цифры, которые не совсем нравятся, или он считает, что они написаны неправильно, — то чуть ниже; если таких цифр половина, — то посередине; если практически все цифры написаны неправильно, — то в самом низу.
На третьей «волшебной» линеечке предлагается оценить аккуратность выполнения своей работы. Если ребенок считает, что работа выполнена аккуратно и в ней нет большого количества исправлений, то крестик ставится в самом верху; если допущены исправления, работа оформлена не совсем аккуратно, — то в середине; если ученик считает, что работа выполнена с большим количеством исправлений, в тетради грязно, то крестик ставится в самом низу. После того как дети оценили свою работу, учитель проверяет результаты самооценивания. Если самооценка ребенка и учительская оценка совпадают, то детский крестик обводится в кружок. Если не совпадают, то учитель ставит свой крестик с другой стороны линеечки. Затем проводится разбор того, как дети себя оценили. При этом необходимо учитывать, что показ неправильно оцененных работ должен производиться без указания конкретного ребенка данного класса. Сообщить, что ребенок оценил себя неадекватно, можно и в индивидуальной беседе.
Для формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в первом классе может также использоваться балльная шкала оценки.
Например: дано задание найти результат:17-7,15-4,12 + 6,13+ 7,14+ 5.
Критерии для оценки данного задания могут быть следующими: если я считаю, что все примеры выполнены правильно, то я поставлю себе 5 баллов (так как было пять математических выражений); если я считаю, что в одном из примеров допущена ошибка, — то 4 балла; если в двух, — 3 балла; если в трех, — 2 балла; если в четырех, — 1 балл; если все примеры решены неправильно, — то 0 баллов.
Приведенные выше примеры формирования оценочной самостоятельности первоклассников способствуют становлению адекватной самооценки учащихся, развитию способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Если проводить систематическую работу по формированию самооценки и самоконтроля в начальной школе, то это позволит заложить основы оценочной деятельности, которая является одной из основных составляющих учебной деятельности.
Стремясь воспитать человека, который сможет самостоятельно учиться в течение всей жизни, необходимо помнить о важности обучения детей осуществлению рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении себя, так и в отношении партнёров по совместной работе. Умение оценить достижения, обозначить проблемы и недостатки, определить уровень усвоения того или иного понятия делает обучение осознанным, целенаправленным, системным. Ведь каждая осознанная ребёнком проблема является импульсом, толчком для развития, а значит, завтрашним достижением и успехом.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Скакун М. Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как условие развития основ умения учиться // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/72914-formirovanie-kontrolno-otsenochnoj-samostoyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-kak-uslovie-razvitiya-osnov-umeniya-uchitsya (дата обращения: 23.11.2024)- ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Использование космических технологий для нужд сельского-хозяйства Казахстана
- ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗЕРВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ
- Добровольческий труд - идеал нашего времени
- Язык есть исповедь народа
- Общие компетенции как определяющий элемент системы обучения
- Обучение диалогической речи