Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Сонатная форма как часть общеобразовательной программы по музыке

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией. С 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. Над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Всё это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно-нравственном плане. К тому же, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

Программа по музыке для общеобразовательной школы по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Важно отметить, что теоретической и методологической основой программы по музыке для средней школы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия музыкальных произведений как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей, соотношение музыкального искусства и действительности как основы для развития музыкально-эстетической культуры учеников.

Понятие музыкальная форма вводится на уроках музыки  уже в 3-ем классе. Определяются основные разделы музыкальной формы: вступление, основная часть, реприза, средний раздел, кода. Рассматривается тема произведения как основная музыкальная мысль: характер темы и особенности ее изложения: фразы, предложения, каденции. Изучаются простые музыкальные формы: период, простая двухчастная (контрастная, развивающая), простая трехчастная. Также, могут быть рассмотрены строение периода: предложения, фразы, мотивы, виды периодов: повторного и не повторного строения, однотональный или модулирующий, с расширением или дополнением, сложные формы: сонатная форма, вариации, рондо (рефрен, эпизод), куплетная форма: куплет, припев.

В 4-ом классе присутствует появление новых инструментальных жанров: симфония, соната, квартет, лучшие образцы которых имеются в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими видами искусства. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации).

Классический сонатно-симфонический цикл у этих композиторов предполагает изучение основных образов, особенностей тематизма, приёмов развитии, композицию цикла: строение 1-ой части сонатного аллегро: экспозиция, разработка, реприза; 2-ая часть - лирический центр цикла; 3-я часть менуэт (Гайдн, Моцарт) или скерцо (Бетховен); 4-ая часть финал – итог музыкально-тематического развития. Также рассматриваются функции каждой части, образно-тематическое развитие, типы симфонизма венских классиков: жанрово-бытовой (Гайдн), лирико-драматический (Моцарт), героико-драматический (Бетховен), сходство и различие жанров симфонии и сонаты.

В 6-ом классе учащиеся должны получить общее представление о сонатной форме. Не следует употреблять термин «соната» и «сонатная форма» как равнозначные.  Используется сонатная форма в различных произведениях; композиторы обращаются к ней при сочинении музыки для фортепиано, скрипки, оркестра и небольших камерных ансамблей. Программа по музыке даёт учителю достаточное количество произведений для осознания особенностей и возможностей сонатной формы: Симфония соль минор В.А. Моцарта, Пятая симфония, увертюра «Эгмонт» и Патетическая соната Л.В. Бетховена.

 7 класс даёт возможность понять и углубить понятие «сонатной формы», как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений, иметь представление о музыкальной драматургии, в процессе восприятия увертюры, осмысления её образов, закрепить представления о сонатной форме.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (52.00 kB)
Автор:
учитель музыки, МБУ "СШ № 10" г. Майкопа
Дата публикации: 06.09.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кочнева О. С. Сонатная форма как часть общеобразовательной программы по музыке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/74025-sonatnaya-forma-kak-chast-obshcheobrazovatelnoj-programmy-po-muzyke (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию