статья Сонатная форма как часть общеобразовательной программы по музыке
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией. С 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. Над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Всё это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно-нравственном плане. К тому же, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
Программа по музыке для общеобразовательной школы по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Важно отметить, что теоретической и методологической основой программы по музыке для средней школы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия музыкальных произведений как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей, соотношение музыкального искусства и действительности как основы для развития музыкально-эстетической культуры учеников.
Понятие музыкальная форма вводится на уроках музыки уже в 3-ем классе. Определяются основные разделы музыкальной формы: вступление, основная часть, реприза, средний раздел, кода. Рассматривается тема произведения как основная музыкальная мысль: характер темы и особенности ее изложения: фразы, предложения, каденции. Изучаются простые музыкальные формы: период, простая двухчастная (контрастная, развивающая), простая трехчастная. Также, могут быть рассмотрены строение периода: предложения, фразы, мотивы, виды периодов: повторного и не повторного строения, однотональный или модулирующий, с расширением или дополнением, сложные формы: сонатная форма, вариации, рондо (рефрен, эпизод), куплетная форма: куплет, припев.
В 4-ом классе присутствует появление новых инструментальных жанров: симфония, соната, квартет, лучшие образцы которых имеются в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими видами искусства. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации).
Классический сонатно-симфонический цикл у этих композиторов предполагает изучение основных образов, особенностей тематизма, приёмов развитии, композицию цикла: строение 1-ой части сонатного аллегро: экспозиция, разработка, реприза; 2-ая часть - лирический центр цикла; 3-я часть менуэт (Гайдн, Моцарт) или скерцо (Бетховен); 4-ая часть финал – итог музыкально-тематического развития. Также рассматриваются функции каждой части, образно-тематическое развитие, типы симфонизма венских классиков: жанрово-бытовой (Гайдн), лирико-драматический (Моцарт), героико-драматический (Бетховен), сходство и различие жанров симфонии и сонаты.
В 6-ом классе учащиеся должны получить общее представление о сонатной форме. Не следует употреблять термин «соната» и «сонатная форма» как равнозначные. Используется сонатная форма в различных произведениях; композиторы обращаются к ней при сочинении музыки для фортепиано, скрипки, оркестра и небольших камерных ансамблей. Программа по музыке даёт учителю достаточное количество произведений для осознания особенностей и возможностей сонатной формы: Симфония соль минор В.А. Моцарта, Пятая симфония, увертюра «Эгмонт» и Патетическая соната Л.В. Бетховена.
7 класс даёт возможность понять и углубить понятие «сонатной формы», как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений, иметь представление о музыкальной драматургии, в процессе восприятия увертюры, осмысления её образов, закрепить представления о сонатной форме.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кочнева О. С. Сонатная форма как часть общеобразовательной программы по музыке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/74025-sonatnaya-forma-kak-chast-obshcheobrazovatelnoj-programmy-po-muzyke (дата обращения: 14.11.2024)- Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ
- Формирование тестовой культуры школьников
- План работы со слабоуспевающими
- РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА (БАЯНИСТА АККОРДЕОНИСТА) В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ НАРОДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ
- Оқытудың жаңа әдістері
- Особенности мышления при разных формах речевой патологии
- Адаптация в детском саду
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6347 пользователей.
Отзывы