Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Технология развития критического мышления в преподавании экономических вопросов и уроках экономики

Включает методическую разработку

Технология развития критического мышления в преподавании экономических вопросов и уроках экономики

 

 

Тихомирова Ирина Николаевна

учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа № 3 г. Углич Ярославской обл.

Чтобы повысить эффективность и качество учебного процесса, необходимо использовать современные образовательные технологии. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология  развития критического мышления.

Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.

Это технология, при которой учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Целью технологии развития критического мышления является умение принимать правильные решения на основе анализа имеющейся информации.

Методами  данной технологии у обучающихся развивается мышление, внимание, память,  самостоятельная  поисковая, исследовательская и творческая деятельность;  умение графически оформлять текстовой материал; формируются  коммуникативные компетенции и способность к сотрудничеству.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Выделим наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках экономики и обществознания.

 

  1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Обучающиеся заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе обучающиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

 

2.Прием Инсерт.

Этот прием является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или учебника.

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки (если позволяет время на уроке)

И обязательно обсудить записи, внесённые в таблицу.

8 класс обществознание. Тема «Виды налогов. Подоходный налог.»

Vуже знал

+     новое

-      думал иначе

?есть вопрос

Платят физические лица.

Ставка 13%

Введен впервые в Великобритании

Уильямом Питом,18 век.В России в1812 г

но отменен 1820, и введен снова в 1991г.

Не подлежат обложению милиция, военные, пожарные

Льготное обложение

 

3.Прием «Толстые и тонкие вопросы»10 класс Экономика Тема «Деньги» применяю таблицу тонких и толстых вопросов.Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто? Что? Когда? Может? Будет?

Мог ли? Верно ли? Согласны ли вы?

Дайте три объяснения почему?

Объясните почему?

Что будет если? В чем различие?

 

4.Прием Кластер

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).

Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).

Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

При изучении темы «Ресурсы» 7 класс составляем кластер

 

5.Прием Фишбоун

Наиболее эффективно «рыбная кость» применяется на уроках обобщения и систематизации полученных знаний. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».  Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,   отражающие суть.  Можно заполнять:  (Верх - причины, низ - следствия и т.п.).

Фишбоун на уроке обществознания 8 класс. Тема «Деньги»

 

6.Прием свот-анализ

      Задача SWOT-анализа — дать описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

SWOT – анализ на уроке экономики в 10 классе.
Тема «Типы экономических систем»

Технология РКМ схематичностью и наглядностью своих приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.

Отслеживая внедрение элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов технологии ТРКМ активизирует познавательную деятельность обучающихся. Дети учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.

    М., 1998.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (111.27 kB)
Автор:
МОУ СОШ № 3
Соавтор: Ирина Николаевна Тихомирова
Дата публикации: 07.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ирина Н. Т. Технология развития критического мышления в преподавании экономических вопросов и уроках экономики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/76517-tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-prepodavanii-ekonomicheskikh-voprosov-i-urokakh-ekonomiki (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию