Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Создание благоприятной психологической среды в школе

Разработан тест

 «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

                                                                                                       В.А.Караковский

Понятие "образовательная среда" в педагогической лексике появилось относительно недавно. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. 

В.И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задаются границы содержания образовательной среды и ее состав».

Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:

  • учащимся - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;
  • педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;
  • родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;
  • организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.

Проанализировав представленные понятия, можно сказать, что образовательная среда это совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.

Образовательная среда (школа) - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная  школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Очень важно, чтобы «образовательная среда» была комфортной. Это предполагает создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя  «как дома». Благоприятный  психологический климат характеризуется атмосферой закрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

Источником благоприятной психологической среды в образовательном учреждении (в школе) является:

  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой остается учитель.

Действия учителя по обеспечению здоровой психологической комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель - ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности в школе? Для этого в своем образовательном учреждении необходимо учитывать следующее:

  • использовать единые требования к участникам образовательного процесса;
  • четкая организация уроков или мероприятий, а не жесткая дисциплина;
  • использовать на уроках или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
  • использовать методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • не допускать стресс образующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • использовать компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • использовать в своей работе просьбы, а не требования;
  • создавать "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  • преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.

Следует помнить, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка! Каждый ученик и учитель должен чувствовать в школе атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки.

Основными показателями психологического благополучия ребенка в школе являются:

  • устойчивое бодрое состояние;
  • доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
  • отсутствие тревожности;
  • высокие показатели адаптивности;
  • хороший сон, аппетит;
  • высокая познавательная и творческая активность;
  • дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
  • отсутствие агрессии.

Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.

Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.

Хотелось бы закончить словами из притчи… Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

     Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.38 kB)
Автор:
педагог-психолог МБОУ Воротынская средняя школа
Соавтор: Архипова И.А.
педагог-психолог МБОУ Воротынская средняя школа
Дата публикации: 14.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кленкова К. В. Создание благоприятной психологической среды в школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/76887-sozdanie-blagopriyatnoj-psikhologicheskoj-sredy-v-shkole (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию