статья Формирование правовых знаний младших школьников (1–4 класс)
Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.
Человечество обязано давать ребенку все лучшее, что имеет [1]. Так записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году. Хочу заметить, что особенно за последние два десятилетия значительно возросло глобальное движение в защиту прав детей. Одним из важнейших международных правовых документов по обеспечению прав детей является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Сразу же после официального вступления Конвенции в силу она была ратифицирована рекордным количеством стран.
Знаменательно то, что одним из первых международных правовых документов, подписанных в нашей стране, является Конвенция о правах ребенка, которая в 1994 году была ратифицирована Республикой Казахстан.
Эта мера послужила серьезной заявкой в обеспечении государством защиты прав детей.
Сегодня в нашей республике проживают более 5 миллионов детей, что составляет треть населения страны, и каждый из них нуждается в различных мерах государственной защиты. Из них: 1 млн. 508 тысяч детей дошкольного возраста, в том числе более 160 тысяч посещают детские сады, что составляет 19,1%; свыше 3 миллионов - это дети школьного возраста [2, с. 1].
В центре внимания Министерства продолжают оставаться вопросы обновления содержания образования, обеспечения доступа всех детей к качественному образованию, приобретение ими жизненных навыков для улучшения их собственной жизни [3, с. 3].
Общую стратегию, определяющую основные направления и приоритеты государственной политики в области образования и механизмы их реализации, составляет Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года.
Образование - это подготовка к жизни. Каждый человек - ребенок, юноша, взрослый - имеет право на получение знаний, необходимых для
выживания, развития своих интеллектуальных способностей. А для этого очень важно, чтобы была создана качественная учебная среда, благоприятная для обучения [4].
В детях наше будущее, однако, о них нужно заботиться сегодня. Поэтому проблемы детства, их решение являются одной из самых главных составляющих социальной политики нашего государства. В настоящее время школе необходимы специальные учебные занятия, на которых бы учащиеся получали правовые знания, способствующие быстрейшей адаптации ребенка к жизни вне школы.
Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продумана и организована система правового образования в школе. Она позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, Данные принципы лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости [5].
Выбранная мною проблема актуальна для общеобразовательной школы. В 1996 году вышло Постановление Президента РК Назарбаева Н.А. о проведении уроков права и морали, начиная с занятий в дошкольных учреждениях.
Проанализировав все аспекты данной проблемы, мною были собраны собственные наработки за прошедшие годы работы в школе и составлены учебный план, программа и методическое пособие правовых занятий в 1 – 4 – классах средней общеобразовательной школы.
Спецификой возраста является также и то, что система уроков «Право и мораль» в начальной школе не предполагает углубленного изучения конкретных законов и прав. Исключение составляют несколько уроков знакомства с источниками: Всеобщей декларацией прав человека, декларацией прав ребенка, Конвенцией прав ребенка и Конституцией РК. А также являются скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к специально разработанной программе для средней школы.
В предложенном учебном плане даются рекомендации к занятиям. Но в целом, приемы, формы и методы проведения данных занятий определяются учителем индивидуально. Программой предусмотрена подача знаний в 1 и 2 классах в занимательной форме: рисунки, правовые прописи - это раскраски по сказкам, где учитель разбирает с учащимися сказочный эпизод, определяются детьми права и обязанности героев, и учитель переводит ситуацию в мир людей: «А может такое случиться в нашей жизни?». И вот тут учителю необходимо, используя все свое мастерство, выявить права и обязанности «героев-людей» в данной ситуации. В результате каждого занятия дети должны уяснить свои права и обязанности. В силу детской забывчивости, полученные правовые знания на прошлом занятии должны повторяться учителем на следующих уроках. Данные занятия развивают слуховую память, речь учащихся. «Механически» дети запоминают героев, обстоятельства, права, обязанности, раскрашивая цветными карандашами и фломастерами раскраски, одновременно развивая кисть, для формирования правильного каллиграфического почерка.
Во втором классе учитель показывает на занятиях иллюстрацию из сказки в правовых прописях, а позднее – из литературных книг, и дети должны назвать сказку, ее автора (происходит расширение литературного кругозора), права и обязанности героев. Затем учитель вместе с детьми переводит данную ситуацию в нынешнее время: знакомит со статьями Конституции РК, международных документов: Всемирной декларации прав человека, декларации прав ребенка и Конвенции прав ребенка. Дети, таким образом, закрепляют полученные знания, рассказывают случаи из личного жизненного опыта или наблюдения.
Цель программы в том, чтобы в 1-2 классах учащиеся как можно лучше усвоили свои права и обязанности. В 3-4 классах они будут усваивать уже юридические термины, понятия и определения юридических действий в системе государства, первоначально познакомятся с Президентским институтом власти, органами власти, их ролью, Конституцией РК, Конвенцией РК, Конвенцией о правах ребенка, с Декларациями прав человека и ребенка. К концу 4 класса дети должны уметь объяснить термины из общеклассного юридического словаря.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста не позволяют ставить перед ними слишком отвлеченные задачи, требовать осознать все правовые нормы и законы, выполнять одновременно разные виды деятельности и т.п. В связи с этим значимость уроков «Права и морали» видится в том, что курс является одним из компонентов всестороннего воспитания личности.
Каждый из детей - личность, одна - выявленная, другая - затаенная... Нетрадиционные формы и методы работы позволяют учителю в какой-то степени помогать ученику справиться с внутренними конфликтами, формировать культуру общения, гражданские качества.
В 7-10 лет у детей закладываются основы личности. На всю жизнь ребенок получает дар общения, дар сотрудничества, возникает ощущение общечеловеческих ценностей. Человек - высшая ценность в этом мире и его необходимо защищать и оберегать.
Проведенные мною (2000-2008 гг. в ГУ СОШ №30 г.Семей) итоги эксперимента показали, что уроки «Права и морали» способствуют социальной адаптации ребенка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, учитывают возможности самого ребенка, оказывают большое влияние на формирование современной личности.
Конституция РК ст. 17 п.2
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Литература
- Декларация о правах ребенка, 1959г. // Никитин А.Ф. Права человека, доп. матер. к учебнику, М., Дрофа, 2000г.
- Положение детей в мире, 2003г., Изд.: ЮНИСЕФ. Детский фонд ООН, 2003г.
- Государственная программа развития образования 2005-2010гг. // Мысль, 2004г., №1.
- Право на качественное образование: создание школ доброжелательного отношения к ребенку в Центральной Азии. ЮНИСЕФ ЦАРК: Алматы, 2002г.
- Права ребенка: основные международные документы. // Общ. Ред. Рыбинского Е.М., М.: Дом, 1992г.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Служаева С. М. Формирование правовых знаний младших школьников (1–4 класс) // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/769-formirovanie-pravovykh-znanij-mladshikh-shkolnikov-1-4-klass (дата обращения: 21.11.2024)- Бильбоке своими руками
- Бинарный урок как средство преемственности образования
- Адаптация ребенка в детском саду
- Статья
- Общение с детьми как воспитательное средство
- Ipad как средство обучения
- ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ-ПОНЯТИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА