Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

Начальное языковое образование младших школьников в современное время представляет особый интерес, как со стороны ученых-лингвистов, так и со стороны педагогов.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

 Одной из важнейших задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся навыка грамотного письма. Решение данной задачи невозможно без наличия у школьников хорошо развитой орфографической зоркости, то есть умения обнаружить орфограмму и соотнести ее с соответствующим орфографическим правилом. Проблема грамотного письма с давних пор волновала многих отечественных ученых. Они выделяли разные причины, и прежде всего психологические факторы, от которых в существенной степени зависит успех формирования грамотного письма.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Главным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. 

      В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Обратим внимание только на 3 группу: познавательные УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общий уровень орфографической грамотности учащихся, к сожалению, также оставляет желать лучшего.

Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени.

У Русской орфографии длительная история развития. Первоначально она складывалась на основе старославянской письменности. Но старославянская письменность уже с самого начала своего появления на Руси не соответствовала полностью живой древнерусской речи.

Наилучшее обучение правописанию в его идеальном варианте должно обходиться без ошибок. Нередко можно услышать призывы строить обучение письму так, чтобы изначально исключить ошибочные написания. Например, предполагают до тех пор не переходить к самостоятельному письму или диктантам, пока дети не овладеют стопроцентно правильным письмом, хотя бы в варианте списывания.

Но такое требование, при всей его заманчивости, вряд ли реально в обычной школе. По наблюдениям, лишь немногие дети усваивают грамотное письмо легко, на основе развитого языкового чутья.

Пока не удаётся в обучение грамотному письму обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, то есть их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, морфологии и синтаксису, лексике.

Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже различна.

Орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно, орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические. Подробнее рассмотрим далее.

Орфографические ошибки – это написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка.

Подробнее рассмотрим формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД у младших школьников: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Педагогические условия для формирования познавательных УУД:

  1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать «эмоциональную поддержку»
  2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным.
  3. Необходимо поддерживать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.
  4. Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные, так и воображаемые герои, при выполнении роли учитывать ее особенности.

В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою точку зрения, пытаться предлагать способ ее проверки.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организовывается стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организовывается освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и являлся лишь частью содержания всей темы.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы формирование орфографических навыков требует:

  1. Многочисленных и разнообразных упражнений
  2. Усвоение грамматических понятий
  3. Орфографических правил

Изучение и анализ научно-методической литературы позволили рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников.

  • · формировать познавательные универсальные действия средствами заданий творческого характера;
  • · обобщать, классифицировать, сравнивать;
  • · принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
  • · организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.

При проведении обобщающего занятия ребята представляют свои тематические портфели, с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самостоятельно. Ход представления тематического портфеля предполагает выступление каждого ученика, ответы на вопросы учителя и одноклассников, самооценку и коллективную оценку. Задания для составления тематического языкового портфеля способствуют развитию всех познавательных УУД.

Реализация перечисленных методических приемов на уроках русского языка при изучении имени существительного позволяет существенно повлиять на процесс развития познавательных УУД младших школьников.

Творческий подход к детям поможет решить эти задачи, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение

Использование творческих заданий поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Библиографический список

  1. https://pandia.ru/text/81/156/54175-4.php
  2. https://vuzlit.ru/447942/zaklyuchenie
  3. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00401650_1.html
  4. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-russkomu-yaziku-444217.html
  5. https://studwood.ru/1808267/pedagogika/vvedenie
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.38 kB)
Автор:
студентка НТПК №1
Дата публикации: 15.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кашникова А. Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/76918-formirovanie-poznavatelnykh-uud-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-russkogo-yazyka-pri-izuchenii-orfografii (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию